Как научить ребенка определять время по часам

Ответить
Варвара
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Как научить ребенка определять время по часам

Сообщение Варвара »

Кошка Кошкина писал(а):
Как научить ребенка определять время по часам

Умение определять время по часам – важный навык, который кроха должен освоить наряду с узнаванием цветов, геометрических форм, буквами и счетом. Часто малыши сталкиваются с трудностями в этом вопросе. Как научить ребенка определять время по часам?

Юлия Каспарова
Педагог, Харьков

Расстояние можно измерить чем-то вполне простым и понятным – шагами. А чем измерить время? Что такое минута, час, год? Как их понять и почувствовать? Давайте поможем малышу разобраться с этим загадочным понятием, научиться им распоряжаться и, конечно, познакомиться с нашим верным помощником – часами.

Учим ребенка определять время: шаг первый

Обучение способности определять время начинается совсем не с изучения часов. Детские психологи утверждают: большинство ребятишек до 6–7 лет не в состоянии точно определять время по часам со стрелками. Это медицинский факт. Да и время для малышей течет иначе, чем для нас, взрослых. Значит ли это, что знакомство со временем нужно отложить до старшего дошкольного возраста? Вовсе нет. Просто начинать стоит не со стрелок, а с понятия времени вообще. И учиться этому важно как можно раньше.

Мы знакомим малыша со временем в процессе повседневных бытовых занятий и игр, иногда даже не подозревая об этом. Мы говорим, возвращаясь с прогулки: «Сначала разденься, потом вымой ручки». Или: «Сначала вымой ручки, а затем садись за стол». И, конечно, так: «Давай сначала уберем игрушки, а потом я почитаю тебе книжку». Постепенно малыш усваивает, что все события в жизни происходят последовательно. Так и есть. После ночи всегда наступает утро, и нужно сначала проснуться, потом умыться, а еще позже позавтракать. Потом будет день, а за днем неизменно – вечер и ночь. Меняются времена года, и нельзя сразу после новогоднего праздника отправиться на дачу, чтобы загорать и купаться в реке, как бы сильно этого ни хотелось. Говорите об этом с малышом почаще, обращайте его внимание на последовательность событий. Даже самые обыкновенные фразы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи» помогут ребенку быстрее разобраться во времени суток. Наши малыши немного похожи на первобытных людей, которым еще не знакомы часы. Для них время суток определяется движением солнца: если на улице темно, значит, ночь, если небо начало светлеть – наступает утро, а когда опять начнет темнеть – придет вечер.

Учим ребенка определять время: сказки-подсказки

Множество последовательностей можно отыскать в сказках. Первые сказки малыша – мудрейшее народное изобретение. Возьмите любую – и вот вам готовая последовательность. Сначала Колобок испекли, потом он полежал на окошке, после покатился по дорожке, затем встретил Зайца… А с кем Колобок повстречался до Медведя? А кого он встретил раньше: Лису или Волка?

Поговорите с малышом о том, как растут колосья, как из зерен делают муку и пекут хлеб. Очень полезно рассматривать с малышом фотографии. Можно даже смастерить самодельную «книжку о времени» (или сделать компьютерную презентацию), где разместить последовательно фотографии ребенка: вот он только родился, вот научился ползать, сидеть, ходить, первый день рождения и т.д. Словом, подойдут любые примеры, где последовательность соблюдается всегда и можно сказать однозначно, что было сначала, а что потом.

Назад в будущее


Следующим этапом знакомства со временем станет понятие прошлого, настоящего и будущего. Для этого, опять же, не требуется никакого специального материала, а только активные беседы с малышом. Сначала приведите несколько примеров из жизни самого ребенка. То, что происходит с нами сейчас, – это настоящее. Мы с тобой разговариваем – это настоящее. Мы вместе сидим на диване – это настоящее. Кошка на нас смотрит – это тоже настоящее. То, что было с нами когда-то, – прошлое. В прошлом мы ездили на море, были на даче, жарили в лесу шашлыки, ходили на день рождения к твоей подружке, писали письмо Деду Морозу и наряжали елку, помнишь? А то, что пока еще не произошло, но произойдет с нами сегодня вечером, или завтра, или через год, называется будущим.

Давай подумаем, что будет с тобой в будущем: у тебя будет день рождения, мы поедем в зоопарк, ты пойдешь в школу и т.д. Когда ребенок немного усвоит эти понятия, предложите ему привести свои примеры, а затем поиграйте. Если вы называете событие из прошлого, малыш делает шаг назад. Если из будущего – шаг вперед. Если это то, что происходит сейчас, – подпрыгивает.

Учим ребенка определять время: минутки и секундочки

Взрослый человек способен более-менее реально оценивать различные промежутки времени. Даже не имея часов, мы можем сказать приблизительно, который сейчас час и с точностью до нескольких секунд определить минуту. Малыши же этой способности лишены. Для них секунда, минута, час – всего лишь слова, абстракция, не имеющая реального смысла и ощущения. Но мы можем помочь ребенку, связав тот или иной промежуток времени с конкретным действием.

Такие ассоциации дадут малышу первоначальное представление о временных промежутках. Например, что мы можем успеть сделать за секунду? Можем хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, сказать быстро слово «секунда», высунуть и спрятать язык, укусить яблоко. Вот в ладоши хлопнули – и секунда прошла. А если хлопнуть в ладоши 60 раз подряд – пройдет минута, потому что в минуте целых 60 секунд! Что же можно успеть за минуту? Сосчитать до 60, рассказать стишок, спуститься по лестнице или дойти от подъезда, скажем, до киоска. А что же такое час? А час – это 60 минут, и сделать за час можно очень много. Например, посмотреть длинный мультик, или прочитать книжку, или доехать до папиной работы, или сделать красивую аппликацию.

Времена года

Рано или поздно любой малыш запомнит, что существует четыре времени года и двенадцать месяцев. Но наша задача не просто «вызубрить» и рассказывать как скороговорку «январь, февраль, март…», а осознать смену времен года, понять, какие же изменения происходят вокруг нас. Лучшим учебником станут не столько умные книжки, сколько прогулки и наблюдения. Где же еще заметить смену времен года, как не на улице?

Чтение в помощь

Не забудьте прочитать сыну или дочурке сказки «Двенадцать месяцев» С.Маршака и «Синичкин календарь» В.Бианки. Они здорово подходят к нашей теме времен года. Маленькая синичка в сказке Бианки похожа на самого малыша. Она никак не может понять, что же такое «январь и календарь». Но каждый месяц несет с собой удивительные превращения, и постепенно наука о временах года уже не кажется такой «мудреной». Попробуйте и вы вместе с малышом не только читать сказку, но и делать маленькие открытия вместе с синичкой. Отправляясь на прогулку и во двор, и в лес, и к реке, поищите приметы начинающейся весны или приближающегося лета. Читайте побольше стихотворений о временах года. Так и названия месяцев легче запомнятся.

Для того чтобы ребенку стало понятнее, что же такое времена года, выберите одно какое-то место во дворе или в ближайшем парке, приходите туда раз в месяц и внимательно рассматривайте, что же происходит с деревьями, травой, насекомыми, какого цвета небо, низко или высоко поднимается солнышко, во что одеты люди. Можно сделать фотографии знакомого уголка двора в разные месяцы и внимательно рассмотреть их с малышом, сравнить между собой. Очень важно, чтобы на фотографиях или картинках было запечатлено одно и то же место. Тогда разница будет особенно заметна.

Купите большой настенный календарь, где все месяцы расположены на одной странице. Рассмотрите с малышом, как называются месяцы, в какой последовательности они идут, какой первый, а какой последний, сколько дней в каждом месяце. Отметьте ярким маркером дни рождения ребенка и близких ему людей, мамин день 8 Марта, Новый год.

Почаще заглядывайте в календарь, вспоминайте, когда чей день рождения, какой это будет месяц и какое время года, считайте, сколько осталось дней до праздника или важного события. Можно зачеркивать каждый прошедший день. А еще лучше повесить рядышком отрывной календарь и срывать каждый день листочки, замечая, что за 1-м числом любого месяца неизменно идет 2-е, потом 3-е и т.д., а назад вернуться уже нельзя, потому что предыдущий листок оторван.

Тик-так, часики

Когда ребенок хорошо освоит счет и выучит цифры, можно вплотную заняться часами. Часы для обучения можно купить готовые или смастерить вместе с ребенком. Сделайте их большими и яркими, с крупными цифрами и четкими делениями. Часовая и минутная стрелки должны явно отличаться друг от друга длиной. Прикрепите их к картонному циферблату с помощью винтика и гайки, чтобы они легко вращались. Сначала объясните малышу, что у часиков есть две стрелки: коротенькая часовая и длинная минутная. Они вертятся всегда в одну сторону, как будто считают: от цифры 1 к цифре 2, затем 3 и т.д. Когда малыш это запомнит, снимите минутную стрелку и попробуйте сначала освоиться только с часовой. Итак, сначала разбираемся, что часовая стрелочка, стоящая на цифре «1», обозначает один час, на цифре «2» – два часа и т.д. Поясняем малышу, что бывает час ночи и час дня. На этом этапе время будем называть так: один час, чуть больше часа, половина второго, почти два часа (или около двух), два часа и т.п. Для малыша-дошкольника такого понятия времени будет вполне достаточно. Зато вы будете уверены, что кроха относится к часам и определению времени не механически, а осознанно.

Вместе с этим привязываем к определенному времени повседневные дела и заботы. Так, в половине восьмого мы встаем, когда стрелочка показывает «чуть больше восьми» – выходим из дома и идем в детский сад, в девять часов вечера отправляемся в ванную. Параллельно с арабскими цифрами на часах можно вводить и римские. Напишите их рядом, но другим цветом. Кстати говоря, о римских цифрах – помогите малышу запомнить их. В написании римских цифр есть четкая логика. Одна палочка – единица, две – двойка. Птичка – это «пять». Если палочка перед птичкой-пятеркой – ее нужно отнять от пяти – получается «четыре». Если палочки стоят за «пятеркой», их нужно прибавить – получится «шесть», «семь» или «восемь».

Очень важна практика. Чаще спрашивайте малыша: «Подскажи мне, который час? Твой любимый мультик начнется через 15 минут. Это во сколько?» Или наоборот: «Мультик начнется в половине восьмого. Это через сколько минут?»

Когда малыш подружится с часами, не забудьте сделать маленькому умнику заслуженный подарок – собственные часы.
https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebe ... -po-chasam
Ответить

Вернуться в «Мы растем!»