Научные эксперименты в быту: Развитие младшего школьника

Ответить
Варвара
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Научные эксперименты в быту: Развитие младшего школьника

Сообщение Варвара »

Аленушка писал(а):Задумалась я о развитии, а точнее - уже образовании любимого сына.
Мальчик уже большой, и пора учить его более сложным вещам. Я хочу, чтобы он не просто пользовался вещами, но и понимал, как они устроены и почему они работают.

Области знаний, которые я хочу показать сыну: механика, электроника, химия, астрономия, биология. Попутно обязательно всплывут как минимум геометрия, география и еще чего-нибудь.
Хочу составить план "проектов", результат которых будет нагляден и красочен, которые при этом можно будет реализовать из подручных материалов. Выполнение каждого "проекта" - не более 30 минут, в процессе - объяснения, как и почему это работает.
Собираюсь разработать "планы занятий" - например, что нужно приготовить заранее, чтобы не затянуть процесс, что нужно рассказать ребенку. и т.п.
Пока идеи вот такие:
Химия:
Кристаллизация (изготовление кристальных леденцов на палочке из сахара). Вообще, это даже физическая химия, но не суть важно :)
Реакция нейтрализации с выделением углекислого газа (изготовление бомбочек для ванн).
Биология:
Вегетативное размножение растений (выращивание фиалок из листочка)
Астрономия-география:
Изготовление солнечных часов на балконе (попутно проходим понятия "широта, долгота, экватор, полюс")
Электроника:
Изготовление светильника. Мигающего светильника. Разноцветного светильника. Еще что-нибудь (надо почитать)
Физика:
Выжигание с помощью лупы (оптика)
Запуск "небесных фонариков", фокус с ленточками у открытого окна (холодный и теплый воздух)

Ищу еще идеи. А пока попробую оформить эти.
Алена Читайло писал(а):Аленушка
еще прикольный "эксперимент" про расширение жидкости при замерзании - наливается бутылка воды пластиковая, подзавязку (или почти подзавязку) и в морозилку до полного замерзания - она лопнуть должна :D
а если не лопнет, так увеличится в объеме содержимое - надо отметить на бутылке сколько было вод и посмотреть потом сколько льда получилось

и еще про испарение (вроде :crazy: ) - если стакан воды поставить в тепл помещении, то через какое-то время образуются пузырьки воздуха на стенка стакана

а, ну и про испарение и конденсирование - капельки на крышке кастрюли, когда готовим, запотевание стекол, когда с мороза в тепло заходим (объясняла на себе недавно )) очки запотевают с мороза :D )
и еще яркий пример - когда мажем руку спиртосодержащим, то холод, подуть - холод сильнее, тоже испарение, но надо будет объяснить про энергию, т.е. почему холодно (такая же фишка с лаком для ногтей :D )

это то, что сразу вспомнилось из бытового (или если я ничЁ не путаю из своего "школьно-учитеЛского" прошлого :crazy: - т.е. лучше, конечно, все проверить предварительно, то ли мне помнится ))) )
Варвара
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Научные эксперименты в быту: Развитие младшего школьника

Сообщение Варвара »

Аленушка писал(а):Сахарные кристаллы на палочке

Рецепт из интернета:
Понадобится пропорция - 10 стаканов сахара на 4 стакана воды. Налить в кастрюлю 4 стакана воды и насыпать 4 стакана сахара, поставить на огонь (учтите, что раствор наш увеличится в объеме, кастрюлю возьмите побольше), на среднем огне довести до закипания и добавить остальной сахар, при этом регулярно помешивая. Когда сахар весь растворится, отставить кастрюлю от огня на 15 минут.
Пока наш раствор остывает, подготовим палочки. Замочить их в воде, затем положить в сахар, чтобы положить начало образованию кристаллов, палочки мокрые - сахар приклеится. После этого нужно обязательно дать палочкам с прилипшим сахаром высохнуть полностью, если палочки будут даже слегка влажными - у вас ничего не получится, когда вы их поместите в горячий сахарный раствор, весь сахар осыпется и новым кристаллам не на чем будет расти.
Налить сахарный сироп в стеклянные баночки или стаканы, добавить пищевые красители. Медленно опустить палочки в раствор и закрепить прищепками. Обратите внимание, чтобы палочки не касались ни дна банки, ни друг друга, между ними должно остаться расстояние, для обрастания кристаллами.
Поставить баночки в теплое или солнечное место. Кристаллы будут готовы через неделю.
Взято отсюда: http://vk.com/flymom

Теория процесса:
Создаем перенасыщенный раствор вещества (в данном случае, сахара). Если раствор перенасыщен - при остывании раствора излишек вещества кристаллизуется. Сначала создаются "центры кристаллизации" (первые кристаллики), а затем на них "нарастают" кристаллы. Чтобы кристаллы сформировались там, где нам надо - на палочках, а не везде, где захотят - мы предварительно подготавливаем палочки с прилипшим сахаром (готовыми кристаллами, на которые нарастут наши кристаллы).
Что такое кристалл? Кристалл - это твердое вещество, в котором частицы, из которого оно состоит, располагаются в форме правильных многоугольников, а не как попало.
Теорию объясняем вскользь, доступно для ребенка. Главное, чтобы мы сами ее при этом понимали.

Вопрос для ребенка:
Какие еще вещества кроме сахара умеют кристаллизовываться, то есть, создавать кристаллы?

Дополнительный материал:
Кристаллы в быту: соль, украшения из кварца, кристаллов сваровски (ну или что там найдется в шкатулке с украшениями), снежинки, морозные узоры на окнах.

Изображения различных кристаллов.
Кристалл кварца
Изображение

Кристалл воды (да-да, те самые снежинки!)
Изображение
Изображение

Дополнительный эксперимент (если ребенку показалось мало): берем небольшой (большой лопнет) кусок стекла, проносим его над паром, чтобы запотел и выставляем на мороз. Через несколько минут показываем ребенку. Обсуждаем состояния вещества - жидкое (вода), твердое (лед), газообразное (пар).
Варвара
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Научные эксперименты в быту: Развитие младшего школьника

Сообщение Варвара »

mama Dimochki писал(а):Аленушка
Мне нравилось проводить дома опыт - расширение вещества при нагревании. Брался стеклянный игрушечный чайник, крышка приклеивалась :D , на носик одевалась трубочка, конец трубочки опускался в воду, чайник нагревался свечкой - из трубочки в воде шли пузырьки воздуха, т.к. он расширялся в чайнике от нагревания. Наглядно получалось (для второго класса - впечатляло))).
Калинка писал(а):Аленушка, расскажите еще про опыты?
Маргаритка писал(а):Аленушка
мы делали кристаллы из соли! Очень красиво получилось, но по времени - долго, пару месяцев.
Если интересно, могу вкратце рассказать)))
Варвара
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Научные эксперименты в быту: Развитие младшего школьника

Сообщение Варвара »

Owl писал(а):
Опыты для детей: изготавливаем морозные кристаллы

Помните сказку «Двенадцать месяцев», где месяцы пришли не в свое время? Мы тоже можем немножко так поиграть и получить весточку из морозного декабря. Надо всего лишь проделать несложный и очень красивый опыт для ребенка. Малышу по силам провести его самому от начала до конца и потом хвастаться бабушке и дедушке, какой он могущественный волшебник!


Природные кристаллы очень красивы. Это всем известные драгоценные камни: горный хрусталь, изумруд, сапфир, алмаз и другие минералы, имеющие грани. Если говорить по-научному, то кристаллы – это твердые тела, в которых атомы расположены с определенной закономерностью, то есть симметрично. Природные кристаллы неидеальны, они часто имеют различные неровности в гранях. Тем не менее кристалл легко отличить от других камней именно за счет наличия естественных граней.

В детских магазинах есть множество наборов по выращиванию кристаллов. Но большинство из них рассчитано на возраст детей 8+. Между тем можно обойти эти ограничения, если провести опыт для ребенка попроще.

Подготовительный этап эксперимента для ребенка лучше сделать родителям, а малыш пусть смотрит и в следующий раз попробует повторить. А пока соединяем между собой две короткие (4–5 см) кусочки проволоки крест-накрест или в форме буквы «Х», крепим их посередине длинной проволоки, у нас получается простенькая снежинка на «ножке». Далее нам понадобится стеклянная банка (0,5 л), пачка соли и вода. Итак, приступим.

Опыт для ребенка: делаем кристалл

Изображение

1. В банку наливаем воду комнатной температуры, чтобы она заняла примерно 3/4 емкости. Добавляем в нее соль и размешиваем. Если соль при продолжительном размешивании не растворяется в воде, а оседает на дне банки, значит, ее содержание в воде достигло максимума, возможного в нормальных условиях. Это свидетельствует о том, что у нас получился насыщенный солевой раствор.

Изображение

2. Берем проволоку. Опускаем ее в воду так, чтобы один конец – «снежинка» – был внутри банки, а другой (можно на нем сделать петельку для удобства) сантиметров на 5 выходил наружу. Ставим банку в теплое место (например, на холодильник: в верхней части кухни всегда теплее, потому что нагретый (допустим, от плиты) воздух всегда поднимается вверх.

Изображение

3. Через 3–4 дня на проволоке вырастут довольно крупные кристаллы, красивые, похожие на лед.

Объяснение опыта для ребенка

С остыванием воды растворимость соли понижается, она начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на проволоке. Оседая на проволоке, кристаллики соли начинают притягивать к себе другие кристаллики соли, и образуются более заметные кристаллы.
https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebe ... -kristally
Варвара
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Научные эксперименты в быту: Развитие младшего школьника

Сообщение Варвара »

Owl писал(а):
Домашние опыты для детей: разбегающиеся зубочистки

Детям нравятся фокусы. А многие из них, между прочим, основаны на физических явлениях, которые они впоследствии будут изучать в школе. Но это еще не скоро. А сегодня вы можете показать своему малышу эксперимент с простыми зубочистками, которые есть на каждой кухне. Минимум усилий – а результат занятный.


У обычных предметов и явлений бывают неожиданные свойства. Чтобы их обнаружить, нужны условия. И взрослый может научить ребенка их создавать при проведении опытов. Кстати, некоторые из них он может отрепетировать и показывать потом на своем дне рождения или семейных праздниках. Успех обеспечен!

А сейчас для проведения эксперимента вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.

Опыт для детей

1.
Берем миску с водой. Располагаем в ней зубочистки по кругу, как лучи. Они утыкаются одним концом в стенку миски.

Изображение

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара – зубочистки начнут собираться к центру.

Изображение

3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды. Зубочистки стремительно «разбегутся»!

Изображение

Объяснение эксперимента для детей

Сахар всасывает воду, создавая ее движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки «разбегаться».
https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebe ... ubochistki
Варвара
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Научные эксперименты в быту: Развитие младшего школьника

Сообщение Варвара »

Owl писал(а):
Танцующая жидкость: это развлечение запомнится каждому ребенку надолго

Немного волшебства не помешает никогда! Магическое развлечение, о котором ты сейчас прочитаешь, поразит тебя. Но не думай, что секрет этой чудо-игрушки подарила нам фея: отнюдь. Тайну жидкости, которая умеет танцевать и менять свою структуру, открывает нам простая физика.


В науке эта жидкость называется неньютоновской. То, что название такое, — не удивительно, ведь эта субстанция нарушает все мыслимые законы.

Неньютоновская жидкость

Ты уже заинтригован? А вот и еще одна радость: эту жидкость интересного поведения можно запросто сделать у себя на кухне. Всё, что тебе надо для этого, скорее всего, там уже есть. Для того чтобы посмотреть на «живую» жидкость, тебе нужно всего лишь смешать крахмал — обычный или кукурузный — с водой, в пропорции 1:1. Размешай смесь хорошенько. Чудо-жидкость тут же будет готова к разнообразным развлечениям.

Для начала вылей жидкость в неглубокую емкость, вроде противня. Включи ритмичную музыку, в которой будет присутствовать достаточное количество басов. Теперь важный момент: поставь емкость с жидкостью на колонку. И наблюдай… То, что ты увидишь, поначалу тебя шокирует. Жидкость будет менять свою вязкость, становиться то плотной, то растекаться. И всё это без твоего участия. Великолепный танец, от которого сразу поднимется настроение.

Возьми жидкость в руки и поиграй с ней. Если твои движения будут плавными, она будет стекать по пальцам, капать. Если же ты резким движением сомнешь жидкость в мячик и ударишь им об пол — он подпрыгнет, как самый настоящий мяч. Можно сформировать тугой шар и поставить его на поверхность с небольшим отверстием. Ты очень удивишься, когда увидишь, как смесь медленно вытекает, меняя свою консистенцию.

Стоит ли говорить, в каком восторге будет ребенок от такого времяпрепровождения! Если ты добавишь в «танцующую жидкость» пару капель пищевого красителя разных цветов, эффект от опытов будет еще более ярким.

Внимание: это уже за гранью восторженного состояния. Если ты добавишь в 1 банку сгущенки 1 ст. л. кукурузного крахмала и пищевой краситель, у тебя получится съедобный вариант этой чудо-жидкости! Экспериментируй, дари ребенку радость и не переставай удивляться миру, сколько бы тебе ни было лет.

Подари друзьям идею для захватывающего развлечения: покажи им рецепт «танцующей жидкости».

Изображение
https://vk.com/@made_in_hand-tancuuscha ... a-kazhdomu
Варвара
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Научные эксперименты в быту: Развитие младшего школьника

Сообщение Варвара »

Кошка Кошкина писал(а):
Опыт для детей: цветные капли

Есть простые, но эффектные физические опыты для детей. Они наглядно демонстрируют свойства окружающих предметов. Сегодня мы проведем интересный эксперимент для детей – со льдом. Малыш сможет повторять его самостоятельно снова и снова.
Опыт для детей

Лед в природе сам по себе прекрасен – твердый, сверкающий, прозрачный. Это одно из состояний воды – твердое. Но на предварительном этапе опыта нам понадобится другой лед – цветной. Сделать его очень просто. Берем формы для льда – либо несколько отдельных, либо одну широкую, в которой много ячеек. Наливаем в них воду, подкрашиваем каждую формочку или ячейку гуашью (лучше разными цветами). Ставим в морозилку. Через несколько часов вынимаем из холодильника и ставим на несколько минут на стол, чтобы кубики льда слегка подтаяли и легко доставались из ячеек.

Также нам понадобятся небольшая стеклянная банка и растительное масло. Теперь можно приступать!

Проведение опыта для детей


1. Наливаем в банку растительное масло – примерно на половину или 2/3, чтобы было удобно смотреть.

Изображение
Рисунок Ирины Дедушевой

2. Опускаем в банку цветные кубики льда, по очереди. Удивительная часть этого эксперимента происходит, когда кубик начинает таять. В воде невозможно рассмотреть, как процесс происходит, но это красиво видно в масле.

Изображение
Рисунок Ирины Дедушевой

3. По мере того как лед будет таять, его причудливые цветные капельки будут медленно опускаться вниз и как бы зависать.

Изображение
Рисунок Ирины Дедушевой

Объяснение эксперимента для детей

Лед, вода и масло состоят из маленьких частичек – молекул. Но у разных веществ эти молекулы находятся на неодинаковом расстоянии. Чем ближе и плотнее друг к другу, тем выше плотность вещества. У кубика льда плотность больше, чем у масла, но меньше, чем у воды. Поэтому кубик утонул в масле. Потом жидкая вода начала собираться на дне кубика льда, а когда достаточно накопилась, в работу вступила сила тяжести, и вода приобрела форму капли. Она упала вниз, но плотность масла помешала ей достигнуть дна, и капелька зависла в воде.
https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebe ... tnye-kapli
Варвара
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Научные эксперименты в быту: Развитие младшего школьника

Сообщение Варвара »

Кошка Кошкина писал(а):
Десять красивых опытов, которые вы можете провести дома вместе с детьми

Детей с раннего возраста нужно приучать к науке. Лучше всего для этого подойдут опыты — наглядные, интересные и приводящие к неожиданным для детей результатам. Мы подобрали десять научных и красивых экспериментов, которые можно провести в домашних условиях.

Зачастую родителям кажется, что научить детей чему-то, связанному с наукой, — просто сизифов труд. Конечно, можно предоставить эту нелегкую задачу интернету — вам на помощь придут Google и «Яндекс». Но рано или поздно придется разбивать сложные темы на уроки, которые ребенок сможет усвоить. Так что… Может, лучше оставить выполнение этой задачи профессионалам?

Как бы то ни было, вовсе необязательно, чтобы белый лабораторный халат — вдруг он у вас есть — пылился в шкафу. Вместе со своими детьми вы можете провести множество увлекательных и простых экспериментов, которые помогут им понять некоторые основные принципы научного мира.

Эксперимент № 1. Электромотор


Как помочь ребенку — или даже себе — понять силу магнитов? Попробуйте сделать электромотор! Для этого эксперимента вам понадобятся всего лишь одна пальчиковая батарейка (АА), магнит и немного медной проволоки.

Для начала прикрепите магнит к отрицательному полюсу батарейки — так, чтобы она могла твердо стоять на нем. Затем согните медную проволоку, чтобы получилось что-то в форме бабочки (можно и в форме сердца — главное, чтобы по двум сторонам от батарейки были примерно одинаковые «лопасти»). Также можно сделать небольшую вмятину на положительном полюсе батарейки, чтобы конструкция из проволоки держалась устойчивее. Наденьте конструкцию на батарейку так, чтобы свободные концы проволоки слегка касались магнита: у вас получится униполярный мотор или самоподдерживающийся двигатель, использующий противоположные магнитные поля.

Эксперимент № 2. Шагающая вода

Вода — удивительная субстанция, и вы в очередной раз сможете убедиться в этом, а заодно и удивить детей, в ходе этого эксперимента. Для него понадобятся восемь пластиковых стаканчиков (можно больше или меньше), вода, пищевой краситель разных цветов и бумажные полотенца (или салфетки).

Расположите стаканы в ряд, налейте немного воды в каждый второй, а затем добавьте в каждый краситель разного цвета. После сделайте несколько полосок из бумажных полотенец и поместите каждую из них в стаканы — одним концом в стакан с водой, другим — в пустой. В итоге вода постепенно переместится в пустые стаканчики, а в качестве бонуса вы получите интересную художественную инсталляцию.

Эксперимент № 3. Фейерверки в стакане


Вам потребуются вода, две столовые ложки растительного масла и пищевой краситель. Все это поможет узнать о весе разных жидкостей, а в процессе устроить «фейерверки».

Для начала добавьте немного красителя в масло, затем перелейте эту смесь в чашу с водой. Более легкое масло будет плавать поверх воды, а более тяжелый краситель начнет постепенно выбираться из своей маслянистой «темницы», при этом рисуя в воде занимательные узоры — своего рода фейерверки.

Эксперимент № 4. Один стакан, семь слоев

Еще один способ показать детям, что не все жидкости одинаковы. Вам понадобятся мед, кукурузный сироп, средство для мытья посуды, вода, растительное масло, медицинский спирт, масло для лампады и высокий сосуд (желательно не очень широкий).

Аккуратно налейте каждый из ингредиентов в сосуд в порядке, указанном выше. Так каждая из жидкостей займет свой слой, и они не перемешаются.

Эксперимент № 5. Плавающий кетчуп


Это отличный трюк, особенно если ваш ребенок хочет кого-то удивить джедайскими способностями. Для него вам необходимы пластиковая бутылка, доверху наполненная водой, и маленький пакетик кетчупа.

Первым делом наполните бутылку водой — обязательно до самого верха, — а затем поместите в нее кетчуп. Из-за эффекта водоизмещения при нажатии на бутылку пакетик с кетчупом опустится вниз. Можете предложить своему ребенку показать этот трюк на каком-нибудь празднике, как если бы он мог силой мысли управлять пакетиком кетчупа.

Эксперимент № 6. Самоочищающееся яйцо


Не беспокойтесь, после этого эксперимента вам не придется устранять последствия катастрофы на кухне. Вам понадобятся вареное или сырое яйцо, большая чашка и уксус.

Положите яйцо в чашку и залейте его уксусом, а затем оставьте в таком виде на 24 часа. В это время и произойдет магия, то есть наука: уксус растворит скорлупу и создаст вокруг яйца необычную мембрану, которая сделает его упругим и прыгучим.

Эксперимент № 7. Торнадо в банке


Это простой десятиминутный эксперимент, который поможет ребенку узнать немного о возможностях матери-природы. Вам понадобится наполненная водой банка и совсем немного моющего средства.

Плотно закройте банку крышкой и хорошенько встряхните ее круговым движением. И вот — у вас в банке маленький торнадо!

Эксперимент № 8. Ракета из чайного пакетика

Все, что вам необходимо для этого опыта: чайный пакетик и зажигалка (или спички).

Для начала вскройте пакетик с обеих сторон и высыпите из него заварку. Затем аккуратно поставьте пустой пакетик так, чтобы он стоял ровно. Подожгите самую верхушку. Поднимающийся теплый воздух и дым сделают за вас все остальное. Можете быть абсолютно уверены: этот опыт удивит любого ребенка.

Эксперимент № 9. Невидимые чернила


Для проведения этого эксперимента вам нужно смешать треть чашки пищевой соды с третью чашки воды — получится мутноватая белая смесь. Затем возьмите ватную палочку, окуните в полученную смесь и напишите что-то на листе белого картона. Конечно, поначалу вы ничего не увидите.

Постарайтесь аккуратно — если это возможно, ведь здесь будет орудовать ребенок — полить невидимую надпись виноградным соком. Кислый сок вступит в реакцию с содой — и надпись проявится.

Эксперимент № 10. Зубная паста для слона


Другой вариант опыта с содово-уксусным вулканом. Можно сказать, это один из лучших способов показать ребенку, что такое химическая реакция.

Возьмите мерный стакан и налейте в него немного десятипроцентной перекиси водорода, средства для мытья посуды и пищевого красителя. Далее добавьте в эту смесь чуть-чуть дрожжей. И просто наблюдайте за тем, что случится дальше. Реакция, происходящая в результате разложения перекиси водорода, катализируемого йодидом калия, высвободит много пены — очень много. Но не переживайте: она абсолютно безобидна.

Эти несколько простых и увлекательных опытов безусловно помогут вам интересно провести время со своей семьей, в том числе с детьми. Ставить научные эксперименты дома — весело!
https://naked-science.ru/article/nakeds ... vyh-opytov
Варвара
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Научные эксперименты в быту: Развитие младшего школьника

Сообщение Варвара »

Admin писал(а):Десять красивых опытов, которые вы можете провести дома вместе с детьми - https://zen.yandex.ru/media/nakedscienc ... 1a88b55657
Ответить

Вернуться в «Мы растем!»