«То, что мы читали в детстве, нашим детям не зашло». Как заставить ребенка читать

Ответить
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 17141
Зарегистрирован: 11 мар 2022, 17:32

«То, что мы читали в детстве, нашим детям не зашло». Как заставить ребенка читать

Сообщение Admin »

Можно ли увлечь ребенка книгами, если он видит вас только с телефоном; помогут ли комиксы заинтересовать ребенка чтением и как поощрять за прочитанные страницы? Родители рассказывают о том, как их дети наконец-то зачитали и на что ради этого пришлось пойти.

«Прочитал — отвяжитесь»

Татьяна, сыну 7 лет, дочери 4 года:

— Сын у меня довольно задумчивый, но любит побегать и поорать, как другие дети. Читать я его учила лет с четырех, обязательно читали с мужем ему сказки на ночь. 

Семья у нас читающая, я сама в детстве читала запоем ночью с фонариком под одеялом. Но ничего из того, что я или муж читали в детстве, нашим детям не зашло — ни «Волшебник Изумрудного города», ни «Денискины рассказы», ни «Эмиль из Леннеберги». Там либо слишком сложные тексты с обилием непонятных слов, сложносочиненными и сложноподчиненными оборотами, либо реалии так далеки от современного ребенка, что приходится постоянно объяснять, почему так, а почему эдак.

Я не нашла нормальных подборок книг по возрастам. В сети много списков вроде «30 лучших книг для детей 5 (6-7) лет», но такое чувство, что туда сгребли все подряд. 

В сети спрашивала, что еще можно почитать, чтобы не пришлось, как в книгах об Эмиле, пояснять, почему персонажи делают грабли сами и что такое лопата для хлеба. 

По советам покупала разные книги, но тоже все как-то без интереса, пока не добрались до «Приключений Карандаша и Самоделкина» Юрия Дружкова. Их мы взяли в библиотеке, пришли туда по совету учителя: она очень ратует за то, чтобы дети читали, предложила вести читательский дневник. За прочитанные страницы в классе получают какие-то бонусы. Я вспомнила, что читала эту книгу, и предложила попробовать. К моему удивлению, сыну понравилось! Даже сам потом попросил ее купить, чтобы была именно своя — говорил, что будет перечитывать.

До «Самоделкина» он обычно читал по 5–8 страниц в день. Это минимум, который рекомендовала учительница. Прочитал — отвяжитесь. Мы тогда предложили «зарабатывать» чтением минуты за компьютером. Обычно разрешаем включать его на 15–20 минут посмотреть мультики перед сном. А тут 1 страница = 3 минуты, но суммарно не больше часа в сутки. Дело пошло резвее. «Самоделкина» он сам прочитал перед сном до конца, 37 страниц! Просто было интересно, чем все закончится.

Потом я полезла за советом на один форум, уже не зная, куда еще обратиться. Там подсказали, что про «Самоделкина» есть продолжение, только другого автора, Валентина Постникова. А я и не знала. Купила первую книгу: читает, говорит, что интересно. Сейчас опять в библиотеку ходили, будем пробовать других авторов.

Дочери 4,5 года, она, глядя на брата, тоже попросила, чтобы ее учили читать. Я ей купила букварь. Посмотрела много разных, больше всего понравился букварь Узоровой и Нефедовой издательства Clever. Дочь с огромным желанием по нему учила буквы и достаточно быстро начала читать. Сейчас прокачиваем технику чтения, я купила книжки этого же издательства из серии «17 сказок и историй о…». Там короткие рассказики с очень простыми словами и сюжетом — как раз то, что надо для первого чтения. Перед сном она читает сама пару предложений, а потом я ей читаю сказку.

«Книжку бы в руки взял, растешь в интеллигентной семье»

Дмитрий, старшему сыну 22 года, младшему 13:

— Старший сын читать не любил, но ему нравилось слушать. Для себя стал читать где-то в старших классах, когда занимался с репетитором по литературе и играл в школьном театре. А так он совершенно читать не хотел. Мы пытались заставить, но не очень активно. 

Я как-то сказал ему: «Книжку бы в руки взял, растешь в интеллигентной семье». На что он мне ответил: «Что-то я давно тебя с книжкой не видел». И это было правдой, потому что я читаю в основном с экрана и по работе. Пришлось ему предъявлять внутренности телефона и объяснять, что там книжка.

Младший научился читать к четырем годам, а до этого мы много читали вместе. «Петсон и Финдус», серия про медвежонка Паддингтона, «Идем ловить медведя», Чуковский, естественно… «Знаешь, как я тебя люблю?» Макбратни — отличная сказка, я ее очень люблю: папа-заяц укладывает спать зайчонка. Мне показалось, что это очень правильная книжка для чтения папы с сыном. 

Накупишь книжек, лежишь с ребенком, читаешь — и он тоже начинает читать. В итоге лет с четырех он очень активно читал сам. В началке приносил в школу какие-нибудь мифы Древней Греции на урок математики: вы там решайте, а я вам мешать не буду. Дисциплина — не самое сильное наше свойство, сын в этом отношении похож на меня: он не любит делать то, что ему не интересно. 

Лет в 10–11 начались Толкин и иже с ним, в том числе приключенческая литература, которую современным детям скормить очень трудно: Жюль Верн, Купер, Майн Рид шли на ура. У Толкина не только «Хоббит» и трилогия, но и «Сильмариллион». Что-то он выбирал сам, что-то мы ему приносили: «Вот, я в детстве любил такую книжку, попробуй». «Гарри Поттер», кстати, не особо пошел, хотя я большой ценитель. 

Почему он так полюбил читать, не знаю. Может быть, потому что дома не было телевизора.

Мультики мы с ним смотрели с моего компьютера. «Маша и медведь», «Лунтик» и весь этот репертуар был пересмотрен не один раз, что чтению не мешало абсолютно. Мы ходили и на ярмарки, и в библиотеку. Из книжного магазина его было не вытащить, он мог часа два сидеть и листать разные книги, читать понемножку из одной, из другой. И до сих пор он много читает, несмотря на то, что полюбил смотреть какие-то дурацкие видео.

«Не наказание, а десерт»

Василина, старшей дочери 8 лет, средней 6, сыну 3 года:

— Мой муж американец, а дети трилингвы: говорят на русском, английском и испанском. Я им всегда читала и читаю на ночь перед сном. Старшая к трем годам могла наизусть пересказывать книжки, причем не какого-нибудь «Колобка», а уже всякие истории про принцесс. 

Года в четыре по совету подруги мы обратились в русскую онлайн-школу, где дочка научилась читать буквально за пару месяцев. Тогда же у нее появился стойкий интерес к книгам. Я нашла ей онлайн-клуб по чтению, потом к нему примкнули и другие мои дети. Они собираются два раза в неделю, у них очень хорошие отношения с организатором, которая им читает, и они ее воспринимают как подругу. На занятии читают главу или две, обсуждают, им интересно, что же будет дальше, потом сами рисуют иллюстрации. 

Чтение — это ни в коем случае не наказание, это приключение и десерт. Хочешь — читай, хочешь — нет, могу я тебе почитать. Что читать, я не указываю. Если вижу что-то интересное, сразу покупаю. А так старшая сама выбирает, много приносит из школьной библиотеки, мы ездим два раза в месяц в городскую. Бывает, возьмет книжку и не читает. «Ты будешь читать, нам скоро сдавать?» — «Мне не понравилось». Ок, хорошо. Я не контролирую и не стою над душой со списком. 

Года полтора назад она услышала про «Гарри Поттера». Сейчас дочитывает шестую книгу сама, на английском языке. На тумбочке у нее штук пять книг на разных языках, она их все читает. 

Старшая получилась самостоятельной не от жизни хорошей. Когда родился ее младший брат, ей было 5 лет. Тогда мы перестали ее укладывать спать. 

Давали книжку — и не было выбора, потому что я была с грудничком, а муж укладывал среднюю, которая сама тогда читать не могла.

У средней сложнее, она стала читать позже, потому что у нее проблемы с фонематическим восприятием. Языки и чтение ей даются сложнее. Она понимала, что неправильно читает, и из-за этого не хотела. Но сейчас ее в школе расчитали. Мы читаем с ней серию про девочку Конни, она мне читает сама «Земляничную фею». Очень любит «Королеву времени», сказочные, фантастические книги. Может мне страницу прочитать, потом я страницу прочитаю.

Думаю, что многое зависит от родителей. Я постоянно читаю, у меня большая библиотека. Но моя любовь к чтению пришла, когда мне было 13 лет: я влюбилась в мальчика, который учился классом старше, и мне было очень важно, чтобы он увидел во мне интересную девочку.

За летние каникулы я тогда прочитала всю школьную программу за свой год, за его год и на год вперед. А до этого читать не любила, потому что у меня не было детства: мы жили в Сибири, мама работала помощником режиссера в театре, а я играла в спектаклях с пяти лет и знала наизусть многие произведения. Я ненавидела книги, мне надо было идти на репетиции, заучивать тексты, пока все мои одноклассники и друзья играли во дворе. 

Поэтому перекармливать и заставлять нельзя. Мотивировать — да. У меня дети на все большие праздники ждут в подарок только книги. Муж на меня смотрит как на дурочку: «Зачем ты столько денег тратишь на книги?» Потому что это подарок, и он должен быть красивый, чтобы радовать ребенка.

«Не хочешь книжки — попробуй комиксы»

Таисия Любимова, дочери 8 лет, сыну 5: 

— У нас дома очень много книг, мы книжные фанаты. Каждый вечер читали детям вслух — не из-за того, что хотели приучить к чтению и привить любовь, а просто потому, что нам это самим нравится. 

Младший научился читать сейчас, он ранняя пташка. А дочь — достаточно поздно. Ее сначала научил папа, и выяснилось, что научил неправильно. В школе учат читать по слогам, а он научил по буквам. Из-за этого она читала медленно, не воспринимала слова целиком и очень злилась. 

После первого класса подсела на аудиокниги, могла слушать их сутками, но читать не хотела, и я думала: «Что же мы натворили?» 

Мы пытались ее подкупать. Прочтешь книгу — получишь 100 рублей или поедем гулять в классный парк. Ничего не помогало. Захотела читать она, когда научилась читать быстро. Мне посоветовали курс скорочтения, мы попробовали, целиком не прошли, но какие-то навыки появились. А дальше муж начал ее подтягивать: «Ладно, книжки сложно, а ты попробуй комиксы». Она неохотно реагировала, а потом в какой-то момент подключилась и стала читать взахлеб! Когда мы увидели, что за два вечера она прочитала огромную книжку комиксов, то поняли, что дело сдвинулось. 

Она сама искала аудиокниги в интернете и вышла на русскую фэнтезийную писательницу Юлию Иванову, начала слушать серию книг «Тайны Чароводья». Но были озвучены только три книги из пяти, а интересно же, что дальше. На самом деле она сейчас не помнит, но я покупала ей эти книги и читала перед сном. Сейчас она читает их сама. Ничего не надо ребенку, только: «А можно я почитаю?»

«Тайны Чароводья» — серьезные книги, это примерно как «Гарри Поттер». О нем она тоже подумывает, но скоро лето, и хочется ее познакомить со школьной программой — там очень хороший список. Пока она читает свою книгу, но это не мешает ей с удовольствием слушать аудиокниги вроде «Денискиных рассказов» или «Звонка для учителя». У нее есть ноутбук, телефон и планшет. Мы ограничиваем время, есть родительский контроль, но она спокойно к этому относится. 

Младший в свои пять лет готов читать все, что написано на заборах. Ему это нравится, потому что получается. Он может сидеть и листать книжки, пытаться что-то прочитать, гордится успехами, и мы это поощряем. 

Но сын гораздо сильнее зависим от гаджетов, чем сестра. Наказали на неделю — и боль, слезы, страдания. С ним читаем про котенка Шмяка, он берет старые комиксы сестры, листает их, у него есть букварь. Я читаю перед сном то, что интересно обоим. Сейчас у нас «Алиса в Зазеркалье». 

«Мы не говорили, что в интернете есть краткие пересказы»

Айгель Михайлова, дочери 10 лет, сыну 7 лет:

— Наша дочь пошла в школу раньше, в 6 лет и один месяц, но на семейную форму обучения. Она прошла подготовку по программе русской классической школы и к этому времени уже читала. 

Мы читали ей на ночь, подбирали книжки с красивыми картинками, искали авторские сказки.

По знакомым сказкам делали теневой театр, ставили разные семейные постановки и с соседскими ребятами. 

После сказок интерес к чтению и проснулся. Ей попалась книжка, по-моему, башкирских сказок, у нас их вообще большая коллекция. А потом ей попалось фэнтези, «Лунастры», и она прочитала всю серию.

Сейчас дочь учится онлайн в первой половине дня, потом ест, гуляет, делает уроки, ходит на кружки и в свободное время читает. Скорость чтения большая, никаких норм мы не ставим. Просто видим, что читает много. Недавно она прочитала всю серию «Гарри Поттера» и перечитала седьмую книжку. Я у нее спрашиваю сюжет, и она пересказывает: видно, что читает целиком. 

В школе по литературе объем большой, она тоже все читает. При этом мы ей не говорили, что в интернете есть краткие пересказы. Из фэнтези хотим собрать «Чародол», пока у нас есть только первая книжка. 

Мы слышим, что дочь, пока читает, может в голос рассмеяться, заплакать даже, потом рассказывает, а мы ее слушаем, тоже сопереживаем. Сейчас вслух я читаю очень редко, потому что у нас родился ребенок, но им регулярно читает моя мама.

Средний сын учится в первом классе, скорость чтения у него пока маленькая, но уже понемногу читает. Мы ему тоже подобрали книжки, где много картинок, нашли энциклопедию «Тысяча единиц техники» для мальчиков. Сначала он спрашивал у папы, как что называется, теперь читает сам. У него пока нет регулярного чтения. Если просыпается интерес, берет книжку и начинает читать вслух.
https://www.pravmir.ru/knizhku-by-v-ruk ... ka-chitat/
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"! :love:
Ответить

Вернуться в «Клуб книгочеев»