Типология конфликтов в паре и что с ними делать

Ответить
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 16784
Зарегистрирован: 11 мар 2022, 17:32

Типология конфликтов в паре и что с ними делать

Сообщение Admin »

1. Неблаговидный поступок.

Наиболее тяжелый тип конфликта. Ситуация, которая в корне не устраивает одного из партнеров; произошла впервые и о ней не договаривались. Какое-то реальное конкретное событие (не ночевал дома, пришел утром).

Решение: Всё, что произошло впервые, не должно наказываться; пострадавшему партнеру нужно время, чтобы «остыть» - следовательно, берем тайм-аут, не выясняем отношения и не принимаем никаких решений в состоянии аффекта; возможно, потребуется обратиться к психологу, чтобы справиться с сильными чувствами; назначить время, чтобы поговорить.

Позиция пострадавшей стороны - просьба партнеру подтвердить свой выбор меня как пары:
- либо мы остаемся вместе, и тогда ты меняешь поведение и больше так не делаешь;
- либо (если тебе важно иметь возможность так себя вести) мы расстаемся, поскольку такое поведение неприемлемо для меня.

!!! Если мы не готовы в крайнем случае рисковать отношениями, мы не сможем в них ничего изменить…

В результате должно быть заключено соглашение, что это больше не повторится; гарант – адекватная мера ответственности за неблаговидный поступок. Меру ответственности (компенсацию) назначает партнер, совершивший проступок, или выбирает из нескольких предложенных пострадавшим. Важно: результат этой компенсации должен быть неприятен обоим (например, если ты это сделаешь, то я на неделю уеду к маме). Если компенсация выгодна потерпевшей стороне, она будет провоцировать совершение партнером неблаговидных поступков (очередное колье за измену мужа – дорога к манипулятивному поведению жены). Ответственность должна наступить в любом случае, иначе ситуация станет неисправимой (жены алкоголиков). Вариант «еще раз это сделаешь и я от тебя уйду» после единичной провинности = шантаж – нельзя! поскольку партнер оказывается в ситуации «минного поля» (становится дешевле уйти, чем терпеть напряжение, жить в страхе возможного срыва, думать, как расценит то или иное поведение партнер – уже собирать вещи или еще нет?) Плюс цель такого соглашения – все-таки остаться вместе, а не расстаться, да? Иногда требуется несколько (конечное число!) повторений сочетания «неблаговидный поступок-ответственность», для закрепления результата.

Месть, постоянное напоминание прошлых ошибок, которые партнер уже не в силах изменить, намеренный «удар по больному» и т. д. также могут быть неблаговидным поступком.

2. Незрелость одного или обоих партнеров.

Когда один из партнеров начинает вести себя как ребенок/родитель (именно всерьез реагировать, а не играть в это!), второй автоматом выходит в дополнительную роль или чувствует агрессию. В любом случае страдает МЫ (переходит в систему иерархичных детско-родительских отношений, тогда как брак – это взаимодействие равных партнеров).
Решение: план совместных изменений – как помогать друг другу возвращаться во взрослое состояние. Например, система «условных сигналов»: женщине, ведущей себя из родительской позиции – «Да, мама»; из детской – «Ты моя маленькая». Договориться о приемлемых фразах, которые будут помогать партнеру «придти в себя», а не провоцировать новый конфликт.

Надо учитывать, что незрелость, также как и родительская роль, имеют свои выгоды, и партнеры могут поддерживать друг друга в детском/родительском поведении. В этом случае важно понимать, что «выгода эта имеет очевидные и кратковременные последствия, тогда как проигрыш неочевидный, но последствия длительные» - утрата Мы, разобщение, манипулятивное поведение, борьба за власть, самоутверждение засчет опускания партнера и прочие прелести длительной войны, девизом которой становится «За выигрыш отомстят». Еще одно неприятное последствие – сексуальные проблемы (нежелание заниматься сексом может быть как местью, так и результатом табу – ну не занимаются сексом родители с детьми!)

3. Обида, которую никто не причинял.

У каждого из нас есть личная история, в результате которой мы формируем разнообразные верования, страхи, ожидания. И подчас партнер… удивляет нас реакцией на совершенно нормальное наше поведение. В этом ключевое отличие от неблаговидного поступка: там имеет место реальный свершившийся факт, здесь обида происходит «в голове» у партнера. Из ярких примеров – пара разводится из-за того, что мужчина пришел с работы позже на полтора часа. В личной истории девушки – тяжелые отношения, в которых мужчина много врал и изменял.

Решение: тому, на кого обиделись, важно понимать и удерживать в фокусе внимания две вещи:
- К вам это не относится (это привет из прошлого);
- Чувства у партнера – настоящие. Любимому – плохо.

Нельзя:
- оправдываться;
- нападать (и то и другое ровно потому, что является для партнера подтверждением правоты обиды).

Что делать:
- описать поведение партнера и предположить, что он чувствует (ты так смотришь, молчишь… мне кажется, ты на меня за что-то злишься… я правда не понимаю за что…)
Важно, чтобы партнер выговорился/прокричался, «выпустил пар», проговорил по сути умственную конструкцию, вызывающую обиду (в нашем случае «опоздал-изменил»). Он разрядится и будет готов говорить спокойнее, а вы поймете откуда собственно ноги растут;
- все время говорить о своих чувствах (мне неуютно, я почему-то должен чувствовать себя виноватым, ты кричишь, мне обидно);
- обращение к реальности (Всегда ли изменяют, когда опаздывают? Я понимаю, тебе досталось в прошлых отношениях, но я не тот мужчина);
- но главное: вести себя исходя из пункт первый – вы не виноваты (а нет вины – нет и обиды), пункт второй – любимому плохо (согреть, пожалеть, успокоить);
- иногда важно быть в контакте, иногда взять тайм-аут, чтобы обоим успокоиться. Важно, чтобы тайм-аут не был формой наказания партнера за обиду. Оставайтесь рядом, говорите, что вернетесь к обсуждению через непродолжительное время, что вам надо придти в себя, успокоиться. Грубо разованный контакт потом гораздо труднее восстановить.

По сути, это психотерапия. Так и есть, парные отношения действительно обладают мощным терапевтическим и развивающим ресурсом. Однако не всегда у партнера есть силы и навыки психотерапевтического общения, да он и не обязан нас "лечить" (в этом случае мы рискуем перейти к детско-родительским отношениям, см. пункт выше). Поэтому в этом случае, впрочем как и в предыдущем, психотерапевтическая помощь может быть показана как паре, так и партнерам по отдельности.

4. Конфликт интересов.

Встречается чаще всего. Она хочет ехать в отпуск на Черное море, он - на Белое.
Решение: В ситуации, когда нельзя решить компромиссом (а компромисс – это часто худшее решение, поскольку не устраивает обоих), партнер, который уступает, должен получить адекватную компенсацию (сделка). Важно: торговать можно действиями, но не чувствами!! То есть, помыть посуду может быть компенсацией, секс - нет.

5. Конфликт Я и Мы.

Если предыдущий конфликт происходит между Я и Я, то в этом случае интересы одного из партнеров идут вразрез с интересами пары. Или один из партнеров тратит на себя (либо зажимает) значительную часть важных ресурсов пары (время, деньги). Пример – муж ушел в работу, в результате практически не осталось времени на общение с женой. Или: жена ищет себя, в результате весомая часть совместного бюджета уходит на учебу/тренинги. Партнер в этом случае подспудно чувствует несправедливость, напряжение копится.

Решение: договоренность об адекватной компенсации. Например: в этом году ты учишься, в следующем году учусь я (или, если учеба для мужа неактуальна, но очень хочется мотоцикл, то на следующий год покупаем игрушку для мужа). Или, в случае с работой, договориться о компенсации для жены – совместном отпуске, поездке и т. д.

Важно: даже если на следующий год разведемся, обещание стоит выполнить (возместить), чтобы избавиться от «эмоциональных крючков» и завершить отношения.

6. Столкновение известного с неизвестным.

Наиболее распространенный и легкий тип конфликта, который часто и за конфликт-то не считают (и не решают, в результате чего "мелкие" претензии накапливаются и становятся причиной более "крупных"). Наша жизнь постоянно меняется, партнеры в паре также не остаются неизменными, и это прекрасно, потому что жизнь - это движение, развитие. Однако какие-то изменения в партнере могут вызывать дискомфорт у другого. Или, как это часто бывает вначале совместной жизни, на этапе притирки: мы вдруг узнаем о каких-то особенностях партнера, которых раньше не замечали. Словом, один видит в поведении другого проблему, тогда как другой это проблемой не считает. Из крайних примеров: мужчина начал ежедневно выпивать, женщину это настораживает, мужчина не видит в этом повода для беспокойства. Из более повседневных – жена стала больше времени проводить за компьютером, муж чувствует себя брошенным.

Решение: Не ожидайте, что партнер должен сам догадаться, что именно вам не нравится. Не копите негативные чувства. Информируйте партнера, описывая факты (поведение) и свои чувства (техника Я-высказывания). Оставаться во взрослой позиции, не залезая на пьедестал нравоучений и не скатываясь в истерики. Выработать договоренности, учитывающие интересы обоих партнеров.

Собственно, все конфликты начинаются именно с этого, а уж если по каким-либо причинам он не решается (терпим долго, либо партнер не внимает нашим словам), переходят на следующий по степени тяжести (принцип такси: чем дальше, тем дороже). Тогда - смотри предыдущие пункты.

Часто загвоздка бывает именно в том, чтобы научиться адекватно договариваться, не замалчивая проблему, но и не раздувая любую мелочь до размеров мировой катастрофы. Именно в этом и состоит искусство диалога в паре. И этому можно и нужно учиться.

Летучева М. В. (взято с тренинга Зотовой Юлии и Олега Суса "Дела семейные")
Сегодня я хочу поделиться своим коммуникативным ноу-хау в области семейной конфликтологии. Способ отлично работает в моменты эмоционального накаливания в нестройных рядах драгоценных ближних. Допустим, начинается диалог, который неуклонно движется к конфликту. Чем дальше, тем неуклоннее.

В воздухе, что называется, слышится посвист лезвий.

И (если, конечно, критика еще сохранна) когда я чувствую, что близка к тому, чтобы воздеть руки и начать восклицать что-то вроде: «Слушайте, да сколько можно об этом говорить», или «Ну мне-то откуда знать», или «Вечно вы одно и то же», или «Я-то тут при чем», и прочие полные досады коммуникаты, объединенные общим посылом «доколе», я начинаю петь!

Тут главное — петь максимально зажигательно, прямо проникнуться. Как будто вы звезда девяностых, и перед вами Олимпийский. Или вы пишете клип, и непременно надо, чтобы все вошло в дубль прямо с этой попытки, на раз, потому что режиссер очень крутой и не будет ждать.

Репертуар достаточно абсурдный, но тем сильнее ваша отдача и эффект.

Из любимого, например:

Когда я не хочу вовлекаться в решение какого-нибудь вопроса, потому что считаю, что все в силах справиться и без меня, то начинаю напевать: «Будет все, как ты захочешь, будет мир в глазах твоих!», — и при этом, пританцовывая, покидаю помещение.

Мужу в подобных случаях я пою: «Пусть все будет так, как ты захочешь, пусть твои глаза, как прежде, горят!». И далее по тексту.

Или еще: «Я хожу, не сме-ею волю дать словам, милый мой хоро-оший, до-га-дай-ся сам!», причем в джазовой интерпретации.

Когда кто-то чем-то яростно недоволен — мной или мироустройством, или погодой, или еще чем, то я начинаю распевать: «Кабы не было зимы, а все время лето, мы б не знали кутерьмы новогодней этой». Помните, какие у мамы дяди Федора игривые интонации, когда она это поет? Вот их все надо соблюсти.

Когда кто-то заводит разговор на болезненную тему, причем сам разговор ничего не решит, а только подчеркнет, что да, в этом вопросе все так же скверно, как и обычно, я врубаю: «Ничего не га-ава-ари, это жжет ого-онь вну-утри, и в глаза мне не смотри, ничего не га-ва-ари!». Надо сказать, что эта песня редко исполняется без хореографической поддержки в стиле диско.

Когда участники диалога приходят к выводу, что случился большой облом, помогает: «Призрачно все-е в этом мире бушу-ующем, есть только миг, за него и держи-и-ись!». Тут надо особенно помнить, что перед вами — Олимпийский, держать эстрадную марку.

Когда кончаются деньги, а надо еще как-то дожить до зарплаты, и нас одолевают мысли в духе «нищие аферисты» или «давайте продадим что-нибудь ненужное», то порядком помогает: «А не спеть ли мне песню а-а любви, а не выдумать ли новый жанр, попопсовей мотив и стихи-и, и всю жизнь получать гоно-о-орар!».

Слово «гонорар» надо петь с триумфом, так, как будто вам его уже выдали, и он просто сказочно велик, хватит на долгую и безбедную жизнь.

Когда нужно, чтобы муж что-то сделал, но он занят, или я в принципе никак не могу привлечь его внимание, потому что он устойчиво думает о чем-то своем, то непревзойденный эффект может оказать песня: «Помоги-и мне! Помоги-и-и мне! Желтогла-азую но-очь позови-и-и!».

Если нужно объяснить необъяснимое, например, почему я опять заказала тысячи тысяч книг на лабиринте, хотя их уже решительно некуда ставить, то в ход идет: «И пусть в моих поступках не было логики, я не умею жить по-о-о-другому!». Надо сказать, что изначально эта песня вошла в употребление не в такой возвышенно-интеллектуальной ситуации. Просто наша собака в какой-то момент пристрастилась разрывать мусорное ведро, и в очередной раз, когда мы вернулись домой уставшие и встретили у дверей немецкую овчарку, возлежащую на жеваных кефирных коробках вперемешку с картофельными очистками… Только высокий лирический драматизм уровня Валерия Меладзе мог погасить диссонанс, объявший наши с мужем умы.

О, как я ликовала, когда открыла этот сверхэффективный вокально-коммуникативный ход! То есть, представляете, насколько это действеннее унылого: «Да я уже в пятый раз прошу»? И абсолютно наплевать, что в песне попугай грозит загадочно пальмовой веточкой, город пьет коктейли пряные, ямайским ромом пахнут сумерки, и герой песни шутит с вулканом страстей, а у нас вообще-то речь о том, чтобы развесить белье или картошку почистить…

Ну и в разных ситуациях бывает разное.

Например, в сложный период выбора квартиры мы поехали смотреть один вариант. По карте он был далеко. На местности он был просто нереально далеко. Нереально! Далеко!

Мы вышли на конечной остановке и за краем квартала, ближе к линии горизонта увидели два дома через огромный пустырь. В принципе, на них лучше всего было смотреть в бинокль. Тот, который подальше, очевидно, был наш. До домов минут двадцать. Сугробы.

А вариант единственный, который мы на тот момент себе могли позволить. Все остальное жилье на Крайнем Севере, в городе, где строятся атомные подводные лодки, стоило дороже, чем в симпатичном пригороде Петербурга. Не спрашивайте, почему. Я не знаю сама.

Мы чесали по снежным завалам в тягостном молчании и опаздывали. Звонил риелтор и деликатно интересовался, не заблудились ли мы. Мы отвечали, что сложно заблудиться, когда на несколько километров вокруг всего-то два дома через огромный пустырь. Настроение, в общем, было не очень. Край географии, темнота, ни души. На торосах растут ледяные цветы.

Коммуналка кажется вечной.

И я чувствую, что все. Что сейчас я своему мужу, который после двенадцатичасового рабочего дня в школе, начну есть мозг даже уже без чайной ложечки, а просто руками.

И вместо этого как дам на весь-то пустырь: «В городе мне жить или на выселках, камнем лежать или гореть звездо-ой? Звездой!».

И вы знаете, очень полегчало.

Есть опасение, что в минуту жизни трудную наш дом может превратиться в абсурдный мюзик-холл с крайне странным репертуаром. Но все-таки лучше в него, чем в поле боя, мне так кажется.
http://www.matrony.ru/v-minutu-zhizni-trudnuyu/
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"! :love:
Ответить

Вернуться в «Дела семейные и околосемейные»