Избежать ДТП ребенку совсем не просто

Ответить
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 16785
Зарегистрирован: 11 мар 2022, 17:32

Избежать ДТП ребенку совсем не просто

Сообщение Admin »

Каждый думает, что уж его-то умный и рассудительный малыш под колесами автомобиля не окажется точно. Но избежать дорожно-транспортного происшествия ребенку порой совсем не просто. Последствия автотравм не всегда проявляются сразу и чаще всего оставляют на всю жизнь физические увечья и морально-психологические потрясения. В среднем срок реабилитации после автотравмы составляет 8-10лет.

Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребенка недопустим, поэтому так важно обучение детей поведению на улице с уче-том их психологических и физиологических особенностей.

Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологиче-ских особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстанов-ку на дороге. Поведение ребенка зависит от его природных данных. Внимание еще плохо распределяется: дети часто смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение», особенно у маленьких. У малыша дошкольного возраста сужено по-ле зрения. Поэтому он не может даже приблизительно определить расстояние до прибли-жающегося автомобиля, как и понять, с какой скоростью он движется. Дети не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как по-ступить, – он легко впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности, он просто теряется.

Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают соз-давшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не успевает «оценить» ситуацию и дать правильную команду к действию. Чем труднее ситуация для ребенка и чем большую со-образительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развива-ется торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение.

Даже если ребенок смотрит на автомобиль, это вовсе не значит, что он его видит. Увлеченный собственными мыслями, он просто не замечает транспортное средство. В шесть лет ребенок зачастую еще не способен точно определить источник звука. В рассе-янном состоянии дети вообще часто не обращают внимания на звуки. Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют их больше всего. У детей короче шаг и меньше сектор обзора на 15-20 процентов, к тому же замедленная реакция на опасность (3-4 секунды вместо 0,8-1 у взрослых).

Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность не-большой, легковой машины, приближающейся с большой скоростью. Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительно-сти останавливаться на месте так же мгновенно, как и игрушечные.

Малыши в дошкольном и младшем школьном возрасте вообще не воспринимают автомобиль как угрозу. Для них какая-нибудь игрушка, мяч гораздо важнее здоровья и жизни.

Рост ребенка – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Уро-вень глаз в возрасте трех лет находится на высоте около 90 см., шести лет – около 110 см., из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям. Надежная ориентация приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

В переходном возрасте возникают другие трудности: подростку свойственно пре-небрежение опасностью. Он уверен, что с ним не произойдет то, что случается с другими. И, не глядя по сторонам, бесстрашно выходит на дорогу. Часто в ожидании возможности перейти через дорогу дети проявляют нетерпение. Детям, впрочем, как и взрослым, свой-ственна коллективная ориентация. Срабатывает так называемое стадное чувство: вести себя так же, как и другие.

На детей большое внимание оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к че-му-либо заставляют напрочь забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты.

Следовательно, каждый родитель должен хорошо знать особенности темперамента своего ребенка с тем, чтобы учесть их при обучении навыкам безопасного поведения на дороге.

Иногда родители задают вопрос: «Что из ПДД нужно знать первокласснику, а что старшекласснику?». И тому, и другому надо знать все, что относится к безопасности пе-шехода на дороге. Детей надо учить не столько Правилам, сколько анализу возникновения опасностей на дороге. Знание Правил дорожного движения, обеспечивает человеку лишь около 10 процентов необходимой безопасности. Остальное достигается при помощи умения прогнозировать, то есть предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке.

И какой бы тип темперамента не доминировал у ребенка, нужно, чтобы он при подходе к проезжей части умел настроиться на переход. А для этого необходимо исклю-чить спешку и суету.

Часто бывает так, что ребенок, получив плохую оценку и выйдя из школы, не мо-жет переключиться, уже заранее настроившись на неприятный разговор дома. Поэтому постарайтесь не слишком строго карать его, реагируйте на неудачу очень дипломатично.

Для безопасности дорожного движения имеет значение и одежда ребенка. Капю-шон, шапка, туго затянутые шарфы сковывают и ограничивают движение, ухудшают слух, затрудняют поворот головы. Об этом надо помнить, кутая ребенка, и напоминать ему, что при переходе проезжей части нужно неоднократно оценивать обстановку. Кроме того, рекомендуется приобретать детям одежду и аксессуары со светоотражающими эле-ментами, которые сделают ребенка заметным в вечернее, ночное время и в условиях не-достаточной видимости.

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, необходимо показать ему те на-рушения, которые можно увидеть на улицах, чтобы при переходе дорог, перекрестков ма-ленький пешеход научился выполнять правильные действия.

И, тем более, никогда не нарушайте ПДД сами! С точки зрения ребенка родители – образец поведения, и все, что делают мама и папа – правильно. Если можно с мамой или папой – значит, так можно вообще. Если ничего не случилось, когда переходил через дорогу с папой или мамой – значит, ничего никогда не случится. Нарушая правила, роди-тели закладывают основу будущей трагедии.

Основная задача родителей и педагогов — сформировать три основных навыка по-ведения, которые помогут ребенку сориентироваться в дорожных ситуациях:

– навык сосредоточения внимания– это граница, перед которой необходимо оста-навливаться, выдерживать паузу для психологического переключения в связи с перехо-дом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями;

– навык наблюдения – ребенок должен видеть предметы, окружающие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге) так и неподвижные (автомобили, стоя-щие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность;

– навык самоконтроля– вступая на проезжую часть, спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Уважаемые родители! Обычно вы заняты своими делами, у вас много хлопот, вы всегда испытываете нехватку времени. И все-таки, несмотря на свои заботы, вечную спешку, помните о тех, кому нужна ваша помощь, совет, ваша опека – о детях!

Посвятите отдельную прогулку правилам перехода через дорогу: проверьте, пра-вильно ли ваш ребенок их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки.

Пройдите вместе с ребенком по привычному для него маршруту в школу и обрат-но. Поговорите о том, почему очень важно ходить одной и той же дорогой. Обратите вни-мание ребенка на все опасности и скрытые «ловушки», которые могут подстерегать его на пути, продумайте маршрут так, чтобы он стал более безопасным.

Нарисуйте на бумаге маршрут, по которому ребенок должен идти в школу. Можно выполнить рисунок в виде карты, тем самым внести элемент игры. Пройдите с ребенком по нарисованному маршруту, рассказывая, какие опасности могут ждать школьника: че-рез какие перекрестки идти, какие светофоры горят для него, откуда могут неожиданно выехать автомобили, по каким признакам различить автомобили, которым разрешается движение на красный сигнал светофора и так далее.

Для ребенка это превращается в увлекательную игру, и велика вероятность того, что он запомнит, как ему безопасно дойти до школы.
https://vk.com/nvkzgibdd
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"! :love:
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 16785
Зарегистрирован: 11 мар 2022, 17:32

Re: Избежать ДТП ребенку совсем не просто

Сообщение Admin »

Я успел выхватить ребенка из-под машины и понял, что этот «праздник непослушания» надо прекращать

Отец-преподаватель Юрий Сотников рассказал в Фейсбуке, как в игре научил трехлетнюю дочку соблюдать правила безопасности.


Когда Насте было, примерно 3,5 года, ее накрыл возрастной кризис. Она перестала слушаться воспитателей, бабушку и старшую сестру. Оговаривалась, все делала наоборот, и становилась совершенно безбашенной.

Дело дошло до того, что однажды, переходя улицу, она вырвалась у меня из рук, и чуть не попала под машину. Ей, видите ли, захотелось поиграть в “догонялки”. На проезжей части.

Я тогда чудом успел ее выхватить из-под машины. В последний момент.

И тогда мне стало понятно, что появилась проблема: “воспитание границ дозволенного у ребенка”.
И что этот «праздник непослушания» надо срочно прекращать.

А какие здесь были варианты?

Бить ребенка? Ну уж нет!

Оставим эти средневековые методы тем мракобесным семьям, где считают, что избиение детей при непослушании – это норма.

Итак, избиение я сразу исключил. Поскольку моей задачей было НЕ НАКАЗАТЬ, А НАУЧИТЬ ребенка.

Мне нужно было сделать так, чтобы не я заставлял ее соблюдать правила поведения, а Настя сама захотела бы их выполнять.
Как преподаватель, я знаю, что ведущая деятельность ребенка в 3-5 лет –это игра.

А в игре главное – это эмоциональные образы. И мне нужны были образы “правильные”. Которые смогли бы сформировать у ребенка новые алгоритмы поведения.

Поэтому я составил план работы. И начал его поэтапно осуществлять.

1. Я нашел старинный советский мультик «Можно и нельзя», в котором два маленьких волшебника помогают малышу не попасть в сложные ситуации. Понять границы дозволенного.

2. Мы несколько раз посмотрели этот мультик с Настей. И мультик ей очень понравился. Особенно, два маленьких волшебника.


Но ребенок смотрит мультики эмоционально, без осмысления. И только после пересказа он начинает понимать сюжет. Поэтому, пересказ – это наше все! Поэтому я попросил Настю объяснить, почему нельзя было играться со спичками, бегать по дороге и т.д.

3. Сразу после мультика мы начали с Настей играть в «Можно» и «Нельзя». С ее куклами и зверями. Где Настя выступала в роли сразу двух волшебников, и критиковала неправильные поведения героев сказки, за которых играл я.

Эти неправильные герои лезли всюду, куда нельзя. А Настя их предостерегала, убеждала, ставила в угол и делала внушения. С моими подсказками, разумеется.

Такой метод в педагогике называется «сменой позиции». Когда ребенок смотрит на себя со стороны и не его воспитывают в этот момент, а он. С позиции взрослого. И здесь есть и игра, и воспитание одновременно.

А играли мы очень эмоционально. Мне приходилось и насупить несогласно брови, и хныкать и т.д. Что мне дается тяжело. Как и многим мужикам.

Но эмоции в 3-4 года – это главный канал донесения информации до ребенка. Безэмоциональных взрослых ребенок не понимает, а порой и пугается.

4. В подобные игры мы играли с Настей каждый вечер, примерно, недели две. Так мы нарабатывали новые алгоритмы поведения. После чего подошли к пункту 5. К закреплению изученного

5. Во время наших прогулок, я начал обращать внимание Насти на то, чего она раньше не замечала. Например:


-Вон видишь мусор валяется? Почему?
-Потому, что кто-то нехороший его бросил.
-Пойдем, подберем его?
-Пойдем!

Или:

-Вон видишь мальчишка полез вверх головой? Чем это может грозить?
-Тем, что он свалится и разобьет голову.
-Давай ему об этом скажем?
-Давай!

При этом я старался избегать запугивания. Проблемы надо решать, а не заменять одну другой.

6. Я попросил и бабушку, и среднюю дочку – всех, с кем общалась Настя придерживаться такой же политики. При формировании новых алгоритмов поведения крайне важно, чтобы окружающие придерживались одних и тех же требований.

Что в итоге? Положительные результаты начали сказываться уже к концу недели. Но о стойком алгоритме нового поведения на уровне привычке можно было говорить месяца через 3.

Это мой опыт. Может кому-то он пригодится.
https://www.pravmir.ru/ya-uspel-vyihvat ... rekrashhat
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"! :love:
Ответить

Вернуться в «Профилактика»