Больше, чем забава: зачем играть с малышом в «ку-ку»

Ответить
Варвара
Сообщения: 920
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Больше, чем забава: зачем играть с малышом в «ку-ку»

Сообщение Варвара »

Owl писал(а):
Эту игру обожают дети всей планеты. Закрывать личико руками, прятаться от мамы за шторой или под столом, а затем «появляться», оглушая всех радостным «ку-ку». Такая незамысловатая игра, но для малыша она значит гораздо больше, чем мы можем себе представить.

«Где Оля? Я ее не вижу! Ну куда же ты спряталась? Ай-яй-яй, даже представить не могу! Где бы эта умная девочка могла быть?» Лицо малышки прикрыто тонким платком, девятимесячная Оля затаила дыхание. Внезапно мама открывает ее личико: «Ку-ку!»

И оно освещается улыбкой. Но тут мама закрывает свое лицо руками, и любимые глаза исчезают. «А где мама?» – спрашивает знакомый голос. Полностью увлеченная игрой, с широко распахнутыми глазами и открытым от удивления ротиком, Оля ждет. «Ку-ку! Я здесь!» И любимое лицо появляется вновь. Оля смеется. Они с мамой сыграют в эту игру еще не раз. И всегда взрыв смеха и радости обеспечен.
Для того чтобы правильно оценить значение этой игры для малыша, необходимо знать особенности его развития. Ребенок только в 6–8 месяцев начинает осознавать собственное существование, отделять себя и свое тело от мамы и окружающих предметов. Он пока нечетко представляет возможности, свои и мира вокруг него: малыш считает, что если он закрыл лицо руками, то мир и мама исчезли.

Малыш начинает познавать окружающий мир: с его разлуками, встречами и необъяснимым ритмом. Он закрывает глаза ручками, и любимая мама куда-то исчезает. Страшно! Но тут рядом слышится ее голос, близкий и любимый: «А где же Саша?» Саша открывает глаза. И видит, что мама опять здесь. Малыш радостно смеется. Еще бы: он управляет событиями, может заставлять этот мир то появляться, то исчезать и даже возвращать маму! Умение воздействовать на окружающее приводит его в восторг, рождает веру в свои силы. А удивление мамы и ее веселый смех только усиливают радость от «управления ситуацией».

Я ТЕБЯ НЕ ВИЖУ, НО ТЫ ЕСТЬ

Малыш закрыл глаза, и мама исчезла. Но голос ее, такой родной и знакомый, звучит совсем рядом. Значит, мама никуда не пропадала! Вот мы и подошли к новому открытию. 8–10 месяцев – возраст, когда ребенок делает гигантский шаг в восприятии окружающего мира. Он открывает, что предметы и люди, окружающие его, продолжают существовать, даже будучи невидимыми. Теперь он способен мысленно представить себе отсутствующий предмет, например спрятанное лицо мамы. Именно поэтому игра в прятки имеет большое значение в этом возрасте. Она позволяет малышу убедиться, что один, и два, и двадцать два раза исчезнувший предмет способен вернуться обратно Значит, он никуда и не исчезает!

Обладает эта игра и еще одним достоинством. Она проста и консервативна. И фразы, и весь ритуал игры незамысловаты и могут изо дня в день оставаться неизменными. А для детей, которые только начинают приобретать уверенность в себе и ощущение постоянства в окружающем мире очень важно.

ЛЕКАРСТВО ПРОТИВ СТРАХА

Конечно, закрывать глазки страшно. А вдруг мама больше не появится? Стоит ли рисковать? Но игра предоставляет возможность пережить страх одиночества, научиться воспринимать отсутствие мамы и представлять ее возвращение, находясь в спокойной обстановке. Ведь это всего лишь игра. «Ку-ку» помогает ребенку легче переносить чувства разлуки, тоски, потери, страха, он как будто играет с этими ощущениями и учится управлять ими.

Навыки игры в «Ку-ку» используются детьми и для безболезненного знакомства с большим миром. Столкнувшись с чужими людьми и незнакомой обстановкой, они закрывают лицо руками или прячутся за маминой спиной, заставляя пугающий мир исчезнуть. Для них это способ снять напряжение без крика и плача, немного отдохнуть в безопасности. Но любопытство берет верх, и, учась преодолевать свой страх, малыши робко выглядывают из укрытия. А если незнакомые люди в этот момент начнут играть с ними в такое знакомое «Ку-ку», лед отчуждения растает, и дети с радостью начнут общаться.

Маленькая Маша (1 год) выходит во двор. Она еще не совсем освоилась в этом новом для нее жизненном пространстве: во время прогулок мама часто укладывала ее спать в коляску. Маша осматривает двор, видит бабушку, сидящую на скамейке, и радостно направляется к ней. Ведь это ее любимая бабушка, с которой всегда спокойно и легко. Маша подходит ближе и видит, что бабушка – чужая, незнакомая. От испуга и неожиданности Маша опускает голову ей на колени, зарываясь лицом в ее юбку, и замирает. Незнакомка удивлена и растрогана таким неожиданным проявлением нежности со стороны малышки. Она не догадывается, что Маша в этот момент борется с чувством страха. Девочка не расплакалась, а просто заставила пугающий мир исчезнуть и таким способом сняла свое напряжение.

И, наконец, игра в прятки – замечательная семейная традиция, сближающая и доставляющая большую радость всем участникам. Если папа обучится этой нехитрой игре, то малыш будет встречать его веселым «Ку-ку». Это так здорово – радоваться вместе с папой, по которому он скучал весь день! Пройдет время – и ребенок будет встречать его «более взрослым вариантом», прячась под столом и в шкафу. А еще через какое-то время он смело выйдет во двор, чтобы поиграть в прятки со своими сверстниками.

ИГРА В ПРЯТКИ – ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ ЛЕГЧЕ ПЕРЕНОСИТЬ БОЯЗНЬ ОСТАТЬСЯ В ОДИНОЧЕСТВЕ.

МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ


Малыш в первый год своей жизни делает потрясающий скачок в развитии. И игра в прятки способствует этому прогрессу. Она напрямую связана с развитием его способностей к восприятию, общению и двигательной активности.

К 2–3 месяцам жизни внимание младенца привлекают перемещения знакомых предметов и новые неподвижные. Малыш улыбается при приближении маминого лица. Прислушивается к звукам, поворачивает голову на их источник. Активно реагирует на слова мамы, которые вызывают у него положительные эмоции.

В 4 месяца, если объект увеличивается, малыш понимает, что он приближается. Реагирует на яркие движущиеся предметы, радуется звукам музыки, человеческой речи. Определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Узнает маму и радуется ее появлению.

К 5 месяцам ребенок умеет фокусировать изображение в зависимости от расстояния. Неожиданно появившаяся в поле зрения мама не застанет его врасплох.

К 6 месяцам малыш ищет глазами спрятанный предмет. Способность различать объекты особенно ярко проявляется в отношении к людям: при виде знакомого взрослого малыш улыбается, приветствует его звуками; к незнакомым остается безразличным либо хмурится и отворачивается.

В 6–8 месяцев малыш осознает свое тело и отделяет его от внешней среды. Если знакомое лицо или предмет частично не виден, он его узнает.

В 7 месяцев малыш долго рассматривает игрушку, перекладывает, стучит, размахивает, бросает. На вопрос: «Где?» старается отыскать предмет, подолгу активно лепечет. Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Страх в этом возрасте сменяется познавательным интересом.

В 8 месяцев малыш узнает и различает близких людей на фотографии. При назывании предмета, у которого есть постоянное место, и вопросе: «Где он?» – ребенок ищет и находит его. Теперь, когда ребенок играет в прятки, он сам обожает убирать от лица ручки, чтобы обнаружить себя.
http://www.parents.ru/article/bolshe-ch ... om-vku-ku/
Ответить

Вернуться в «Мы растем!»