Травля в школе: есть ли выход?

Аватара пользователя
Позитиффа
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 12 мар 2022, 21:42

Re: Травля в школе: есть ли выход?

Сообщение Позитиффа »

Алена Читайло писал(а):Видео большое, я бы сказала, что "общеобразовательное", но очень рекомендую досмотреть до конца

phpBB [video]
Аватара пользователя
Позитиффа
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 12 мар 2022, 21:42

Re: Травля в школе: есть ли выход?

Сообщение Позитиффа »

Admin писал(а):
Дима Зицер: «Травля в школе начинается со слов «все должны»

Многие школьники с нетерпением ждут 1 сентября: наконец они встретятся со старыми и новыми друзьями. А для кого-то этот день означает, что он вновь столкнется с бойкотами, оскорблениями и унижениями. Травля, или буллинг, отнюдь не редкое явление в детской среде. В ответе за него взрослые — родители и учителя. Что делать, если буллинг в школе все-таки происходит?

Можно ли сказать, что жертва буллинга сама дает для него повод? Почему в одних школах травля случается, а в других нет? В чем состоит профилактика буллинга? Как объяснить детям, что травить другого недопустимо? На эти вопросы отвечает педагог Дима Зицер.

Psychologies: Были ли в вашей собственной биографии случаи буллинга?

Дима Зицер: Я перешел из обычной дворовой школы, в которой учился первые три года и был там бесконечно счастлив, в специальную физико-математическую школу. Ни до этого, ни тогда, ни сейчас я ничего не понимаю ни в физике, ни в математике. А родителям, наверное, очень хотелось, чтобы я понимал и они могли гордиться мной. Я там оказался другим: с другими мотивациями, с другими желаниями, иначе выражал свои мысли, иначе себя вел.

Я попал в непростую ситуацию, меня побили пару раз, но, что интересно, это довольно быстро закончилось, не помню почему. Наверное, это такая травма, которую закрывают и не открывают больше. Но помню, что через пару лет, когда я был в шестом классе, была попытка травить другого мальчика. Правда, никто никого не бил, а все, говоря нынешним языком, стебались над ним. И я однажды присоединился к травящим и до сих пор помню жуткое ощущение внутри. Пустота внутренняя, холодок по спине. Для меня это была прививка.

Буллинг намного сложнее, с одной стороны, и намного проще — с другой, чем может казаться. Это история очень часто иррациональная. Хотя рациональное найти, конечно, можно, если долго копать. Владимир Высоцкий, помнится, сказал: «Мы на роль предателей, трусов, иуд в детских играх своих назначали врагов». Не понимая, что это значит. Очень точно сказано.

Мне кажется, что дети сами не всегда могут различить, где травля в школе, а где личный конфликт?

Нет, такого не бывает. Мы знаем, когда нас травят, и мы знаем, когда у нас с кем-то конфликт. Конфликт — это всегда история личностная. В случае травли люди объединяются против кого-то одного. Мы всегда знаем, где молчаливое большинство, где активное большинство. Мне кажется, здесь путаницы никакой нет. Травля происходит не потому, что человек другой, как многие думают. Мы ищем причину в человеке, которого травят, — это принципиально неверно. И комплекс жертвы устроен ровно так: что я сделал не так?

На самом деле тот, которого травят, практически ни при чем. Мне кажется, что травля в первую очередь — сумасшедшее упрощение отношений, это самый простой, самый примитивный уровень взаимодействия. Мне почти ничего не надо делать, чтобы объединиться с другими, с какой-то компанией, и отреагировать на что-то. Ты сам не умеешь вопрос решить и идешь самым простым путем. Даже отрефлексировать толком не можешь, что происходит. То есть это еще и неумение взаимодействовать с самим собой.

Понятно, что один ребенок может задирать другого. Но почему в каких-то случаях другие к этому не подключаются, а в каких-то объединяются и начинают травлю?

Здесь надо говорить про коллектив. Если на уровне класса, компании, коллектива все устроено так, что у нас отношения личностные, тогда шансы для возникновения буллинга намного меньше. Потому что с раннего возраста мы умеем строить личностные отношения. А если мы в парке сгрудились толпой, то шансов намного больше.

Яркий пример — фильм «Чучело». Это тончайший фильм, он весь в оттенках, в мелочах, его довольно трудно смотреть, но тем не менее. Помните училку там? Что для нее было самое главное? «Мы же вместе все. Мы дружим».

Невозможно дружить вместе. Это просто обман, это манипуляция, говоря на профессиональном языке. Если меня научили с шести лет, что мы единый коллектив, что мы сжатый кулак, если мы принимаем коллективные решения, если у нас воля большинства во главе угла, а вовсе не право меньшинства, тогда прямая дорожка к буллингу прокладывается. И другое дело, когда в коллективе взрослые работают на тему, что все мы личности.

Так все-таки взрослые виноваты в буллинге?

Взрослые всегда виноваты. Дети могли научиться всему только у нас. Я, правда, не знаю, должны ли мы обсуждать это в таких категориях — виноваты или нет, — но руку к этому мы точно приложили.

Допустим, моего ребенка начали травить. Что мне делать?

Одна из наших ролей — это защищать наших родных и близких. Всеми доступными средствами. Все!

Насколько я знаю, в Америке буллинг — это дело учителя. В том смысле, что он не должен его допустить. А если буллинг все-таки начался, учитель обязан его прекратить. Учителя обучены справляться с этой ситуацией. А есть ли у наших учителей такой инструментарий?

Тут работает правило «предупрежден — значит вооружен». Если учитель понимает, что это довольно частое явление, значит, он настроен на то, чтобы услышать, учуять и спасти. Если его тактика — все проблемы замести под ковер, тогда ему проще всего проскочить мимо.

Педагог понимает, что его подопечные начали травить ребенка. Что ему делать?

В первую очередь, включать в ребенке рефлексию. Причем рефлексию внутреннюю, индивидуальную. Ни в коем случае не по принципу: «Зачем ты это делаешь?» Мы получим ответ типа: «Потому что он поступил подло». И дальше мы выйдем на такой тонкий лед, где подло — это субъективное понятие.

Нет, тут главное — разобраться, откуда берется этот механизм. Как он включается? И тогда мы можем начать разговаривать с ним про другие способы взаимодействия, про то, что можно с этим сделать. Ну, например, ребенок, которого травят, действительно толстый. И у меня может по этому поводу возникать определенная эмоция, я имею на это право. Но вопрос в том, что я с этим чувством делаю?

Но как включить рефлексию на уровне целого коллектива?

Так я же говорю: надо переводить взаимодействие человека и коллектива на уровень личностного взаимодействия.

Значит, работать с зачинщиком?

А что мне это даст? Нет, я буду работать индивидуально с каждым. Чтобы показать, что наши связи могут быть устроены совсем иначе. Надо сменить систему координат. Как только ребенок сможет мне рассказать, почему он получает удовольствие от травли кого-то, — дело сделано. Потому что буллинг строится на почти животных рефлексах, ребенок не понимает, что с ним происходит. Нужно, чтобы он этот инстинкт вывел на уровень осознания.

Например, он скажет, что делает это, чтобы привлечь внимание девочки со второй парты или чтобы другие мальчики на него смотрели с обожанием. Если он это произнес — моментально обнаруживается, что для этого есть другие инструменты. Чем мы отличаемся от животных? Свободой воли, правда же?

Какую прививку ребенок может получить в семье, чтобы у него мысли не возникало о буллинге?

Ему нужно давать право на себя. Обратная этому идея — «все дети должны поступать так-то». «Все мальчики не должны плакать». «Все девочки должны уметь готовить». Как только возникает слово «все» — возникает почва для буллинга: «Все дети должны быть худыми, нельзя быть толстым» и так далее. Мы все имеем право быть другими.

Мне очень нравится формулировка «Все люди разные, но все они равны». Если на этом фундаменте строить воспитание, может быть, тогда и дети не будут реагировать на тех, кто другой.

Почему, пусть реагируют, только пусть у них будут инструменты этой реакции. Мы рождаемся ведь без ненависти. Как же мы потрудились-то, чтобы она возникла?!

Когда вам плохо, вы имеете право на любую помощь: от родителей, от полиции, от друзей, от кого угодно
А так: говоря «это только черное», «это только белое», «кто не с нами, тот против нас». Все знают эти «замечательные» формулы взрослого мира. Мы толкаем их, толкаем и, когда дотолкаем до этого края пропасти, говорим: «Ах, что же это делается???»

Может быть, есть еще какие-то важные слова или пожелания, чтобы поддержать родителей, педагогов и, конечно, детей?

Я приведу цитату: «В страдании у ребенка нет надежды, рассудок не протягивает ему руку помощи, в тяжкую минуту ему не за что ухватиться, кроме самого горя». Это сказал Андерсен. Я даже не буду пытаться сказать лучше, это удивительное высказывание очень в тему.

Я бы очень хотел всем пожелать, чтобы вы помнили об этом. Когда человек оказывается в беде, тем более человек, который слабее нас, мы можем дать ему только поддержку.

Нам нет никакого оправдания, если мы скажем: «Ты сам виноват, ты вел себя неправильно». Только поддержка! Ему больно, ему плохо. Я обращаюсь сейчас к жертвам этого ужасного явления: когда вам плохо, вы имеете право на любую помощь: от родителей, от полиции, от друзей, от кого угодно. Когда нам плохо, мы имеем право защищаться.

БУЛЛИНГ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКОВ

Представь ситуацию: в школе тебя травят, провоцируют и унижают. Как ты поступишь? Вот что ответили московские школьники:

«Я всегда решаю свои вопросы сама». Алика, 17 лет.

«Надо сначала попытаться узнать, почему такое отношение к тебе, чтобы понять, что ты делаешь не так». Таня, 18 лет.

«Я считаю, что лучшая защита — это нападение». Даня, 14 лет.

«У меня такой характер: если на меня кто-то наезжает, то я тоже наезжаю». Оля, 14 лет.
https://www.psychologies.ru/people/dima ... e-doljnyi/
Аватара пользователя
Позитиффа
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 12 мар 2022, 21:42

Re: Травля в школе: есть ли выход?

Сообщение Позитиффа »

Admin писал(а):
Людмила Петрановская: Пусть педагоги представят, что это их травят в коллективе

Психолог Людмила Петрановская о причинах школьной травли, почему не нужно запугивать детей экзаменами и как легко педагогу прекратить буллинг - на круглом столе “Климат в российских школах. Откуда берётся детская агрессия и как работает буллинг?”, который прошел 15 февраля на XV Международной научно-практической конференции “Тенденции развития образования”.

Людмила Петрановская (расшифровка прямой речи):

"Когда говоришь, что ребенок в школе должен быть счастлив – люди крутят пальцем у виска. Хотя с точки зрения психологии это не какое-то пожелание, это совершенно прагматичная вещь. Говоря умными словами, миелинизация нервных волокон происходит в состоянии покоя. Освоение чего-то нового происходит только тогда, когда мы не в стрессе. В стрессе мы не учимся. Это два принципиально разных состояния психики: состояние стресса, когда все силы тратятся на выживание и на прекращение состояния угрозы, и состояние развития, поисковой, познавательной активности, когда хочется попробовать что-то новое, развиться, вырасти и так далее. Это два разных состояния, даже физиологически разных.

Откуда в нашей школе появилась мысль, что если ребенка довести до состояния постоянной паники, ужаса перед ЕГЭ, контрольной, чем-то еще, то он от этого будет гораздо лучше учиться – это для меня непостижимая загадка.
Некоторые учителя даже с претензией говорят: «Я смотрю, ваши дети совсем не беспокоятся из-за предстоящих экзаменов». Еще нервный тик не у всех – безобразие, недоработка.

Для среднестатистического школьника пребывание в школе – это смена двух состояний, безнадежной скуки и ужаса. Ему либо страшно, либо скучно. И редко что-то другое, если мы не берем отдельные прекрасные оазисы, а среднестатистически так и есть. Чем ребенку страшнее, чем больше стресс, тем меньше шансов, что он чему-то там научится, просто потому что мозг в это время не способен учиться.

* * *
Когда скандинавы проводили исследования, оказалось примерно 5% детей в школе подвергаются буллингу, травле с серьезными последствиями. У них 5% это 40 тысяч, они пришли в ужас, и целые три года их король и премьер-министр не вылезали из телевизора со словами «Давайте защитим наших детей от травли».

Если посчитаем в России, это будет примерно миллион детей. Представьте, миллион детей каждый день идут в школу как на казнь. И если этого станет на 5% меньше, это очень много.

Это совершенно неоцененный масштаб проблемы, неоцененные последствия. К сожалению, я с этим столкнулась и как родитель в свое время, и последствия очень длительные. Мне даже попадались исследования, которые говорят, что у школьной травли последствия могут быть более тяжелые, чем у семейного насилия.

Мы "социальные зверушки", мы зависим от группы, и когда группа нас изгоняет, отвергает, угрожает нам, в ход идут очень древние инстинкты, вызывающие сильный стресс с серьезными последствиями.

Тут мы натыкаемся на еще одну большую проблему – школа не воспринимает тот факт, что учитель работает с группой. Вся эта классноурочная система, которую не дети придумали – они об этом не просили, это нам так удобно организовать школьный процесс – мы их делим на классы принудительно, они не выбирают, куда идти. И после этого класс становится группой, и мы должны видеть группу, видеть групповую динамику, групповой процесс.

Моя основная работа – тренер, я тот, кто обучает тренеров. Когда человек работает тренером для взрослых, он идет в группу с пониманием, что это его ответственность: чтобы им было интересно, чтобы его слушали, чтобы не отвлекались, чтобы вышли с тренинга, получив результат. Если какой-то тренер начнет у меня спрашивать, почему это участники его не уважают, что за безобразные слушатели пошли, и где вообще их мотивация, почему им дома не объяснили, что они должны меня слушать, – я решу, что он профнепригоден и не буду с ним сотрудничать. Это твоя ответственность. Сделай так, чтобы это все было. Ты за этим сюда пришел, это твоя работа.

К сожалению, в школе совершенно нет этого восприятия, что человек работает с группой, и он отвечает за группу, за отношения в ней. А у группы есть своя динамика, свои правила. Это живой организм. Кто-то это чувствует, одаренные педагоги делают это интуитивно. Но вообще-то это ремесло, работать с группой учат, этому можно научиться.

Что такое буллинг? Это патологическая, дисфункциональная групповая динамика.
Что такое функциональная группа? Это когда люди объединились, и всем от этого лучше, чем если бы они были сами по себе. Они вместе что-то достигают, получают какой-то профит, чувствуют себя защищенно или интересно, или весело, или что-то еще. И им в группе лучше, чем не в группе.

Дисфункциональная группа – это группа, от принадлежности к которой человек только теряет. Это еще один момент, который часто не учитывается, – что от травли, от буллинга страдают все. Страдают жертвы – понятно. И страдают агрессоры и свидетели.

Мне попадались длительные исследования, которые говорят, что травма свидетеля может быть тоже очень длительной. Те дети, которые сами не являются объектом травли, но просто видят это, испытывают такой мучительный внутренний конфликт, из которого не находят выхода, не находят помощи, ни с кем не могут про это поговорить, и часто это достаточно тяжело переживается.

И у них у самих страх, что они окажутся на этом месте. Его самого никто не трогает, но он видит, что обижают соседа по парте, и понимает, что тут такие правила, что завтра это может случиться с ним.

Это часто недооценивают педагоги и родители. Когда в классе есть травля – в этот момент все дети пострадали, не только жертва.

Дисфункциональность группы – это как болезнь. Если группа этим заболела, заболела травлей, то если вы вытащите ребенка, которого травят, с большой вероятностью через неделю на этом месте окажется другой. Группа уже натренировалась на дисфункцию, она будет это продолжать. Это то, что совершенно не осознается, и очень часто проблема агрессии сводится к проблеме личности. Вот эти дети, у них какие-то обстоятельства дома, что-то у них с характером, поэтому они травят. У этих детей тоже такой характер, с ним не дружат, как-то его не любят, что поделать.

Но проблема буллинга, травли – это не проблема личности, а проблема группы. Очень многие родители замечают, и я в свое время замечала, когда мой ребенок был в такой ситуации, что те же самые дети, которые в классе могут очень жестоко травить ребенка, оказавшись с этим же ребенком вне класса, например, в очереди в детскую поликлинику, могут два часа душа в душу играть, как лучшие друзья. Никакого напряжения. Когда они же оказываются в группе, у них индивидуальный мозг отшибает, их подминает групповая дисфункция.

Часто, когда потом разговариваешь с детьми, которые участвовали в травле, ребенок говорит: «Я вообще не понимаю, что на меня нашло. Сам не знаю, как так получилось. Я вообще-то неплохо к нему отношусь, и не понимаю, как так вышло, что я вместе со всеми улюлюкал, кидал его шапку или что-то еще».

Это мощная динамика, мощная энергия, перед которой дети беззащитны, как минимум до подросткового возраста. Некоторые дети после 12-13 лет имеют достаточно ресурса внутреннего, чтобы сказать – нет, мне это не нравится, я в этом не участвую. Некоторые. Это тяжелая нагрузка, они за это свою цену платят. Но если мы говорим про детей младше, они вообще ничего не могут этому противопоставить. Они обнаруживают себя уже в процессе. Кто, спрашивается, должен за это отвечать? Ответственность взрослых, чтобы этого с ними не случалось. Наша обязанность сделать так, чтобы этого не было.

Тут, прежде всего, важно с заблуждениями работать.

Например, заблуждение, когда путают травлю и конфликт – говорят: «Ну, они дерутся». Извините, они дерутся все время в разном составе и с разным исходом, или «они дерутся» называется, когда вот эти дети каждый божий день в туалете метелят вот этого ногами? Это не называется «они дерутся», это по-другому называется. Или известные европейские идеи, вроде нулевой толерантности к насилию, когда мальчикам запрещают друг друга кулаком в бок пихнуть под тем предлогом, что это профилактика травли. Это не профилактика травли, это как показало исследование коллег, даже может и наоборот. Подавленная агрессия только провоцирует слив ее на слабого. Нормально совершенно, что дети возятся, как щенки, в том числе, физически толкают, когда-то и обменяются тычками, оплеухами – ничего страшного, пока это все на равных и без жестокости, подрались – помирились, вместе пошли играть. Проблемы начинаются тогда, когда все на одного, когда получают удовольствие от насилия – это не то же самое, что подраться, совершенно.

Учителя действительно часто не понимают, насколько тяжело страдают дети. Им кажется, ну, да, как-то с ним в классе не дружат. То, что испытывает ребенок при этом, когда начинаешь им рассказывать, у них глаза становятся круглыми.
Хотя всегда можно понять – примерив на себя. Достаточно представить себе, что жизнь педагога в школе организована так: когда он приходит в школу, никто из коллег с ним не здоровается, когда он идет по коридору, все переходят на другую сторону. Он заходит в учительскую, все разом замолкают и меряют его взглядами, перекидываясь обидными словами. Он приходит на педсовет, садится на свой стул, по два человека с каждой стороны встают и демонстративно пересаживаются. Он приготовил запись на доске для самостоятельной работы, а в последний момент обнаруживает, что она стерта, вместо этого там нарисована неприличная картинка и написано матерное слово. Он начинает искать классный журнал, обнаруживает, что его нет, а потом находит его в унитазе.

Вопрос к педагогам: сколько вы бы так выдержали? Через сколько дней вы бы бились в истерике, имели сердечный приступ, написали заявление об увольнении? Когда мы примеряем такой ад на себя, мы понимаем, что мы бы уже через неделю захотели бы удавиться, потому что это невыносимо. Только разница в том, что ребенок не может написать заявление об увольнении, и никто всерьез его проблемы не воспринимает. «Ну, да, ну, такие нынче дети. Чего-то они его не любят».

Если говорить про то, что нужно сделать, и как на это влиять, мне кажется, что первая важная задача – это просто осознание того, что происходит с детьми, осознание цены вопроса, осознание, что это не пустяк, это действительно очень серьезно. И понимание того, как действительно все это связано с отношениями в коллективе, с тем, как устроена сама школа.

Есть такое понятие как параллелизм систем. Если в какой-то школе директор может грубо разговаривать с учителями, в этой школе будут ученики больше хамить учителям, потому что человек выходит из кабинета директора с лицом человека, с которым можно так разговаривать. Неосознанно, на невербалике это считывается. Если с директором школы чиновник из департамента образования разговаривает хамски, в школе будет больше агрессии. Это параллелизм систем. Если так можно на одном этаже системы, будет можно на всех под ним. Правила задаются. Если так можно, то все ходят с лицами людей, с которыми так можно. Если все ходят с лицами людей, с которыми так можно, дети считывают это и считают, что так можно.

Я не знаю, как это сделать безопасно для школ, но надо думать о каких-то исследованиях атмосферы в школьном коллективе. Я абсолютно согласна, что часто учитель является провокатором. Поскольку я с приемными родителями много работала, то приемные дети часто оказываются в ситуации буллинга, и я этих историй наслушалась сотни. И могу сказать, что в начальной школе в 90% случаев инициатором буллинга является учитель, очень часто не осознавая этого. В начальной школе дети очень доверяют педагогу, у них включено поведение следования, они ему смотрят наставнику в рот, и если учитель про какого-то ребенка, который ему не нравится, не симпатичен, раздражает, мешает, никак не сообразит, что от него требуется, проблемы создает, дает послания, что вот лучше бы его тут не было…

Иногда осознанно и демонстративно – тогда это уже, мягко говоря, не профессиональное поведение, а иногда даже не понимая этого. Просто так закатывает глаза, просто так вздыхает, давая понять группе, что этот человек вредит группе, без него мы бы жили лучше, без него наша группа была бы успешнее, он тянет класс назад. А дети гиперлояльные, и, естественно, в этой ситуации это инстинктивное поведение, почти этология, даже не психология: нужно выгнать того, кто нам мешает, нужно поставить его на место и так далее. И запускается травля, а потом: «Ой, они почему-то с ним не дружат, даже не знаю, что делать». Это очень важно отслеживать и учить этому педагогов.

На самом деле при всей болезненности этой проблемы, при том что она распространена повсеместно почти, при понимании, что это работа на годы, потому что очень много факторов всяких и разных, при этом, как ни странно, при желании улучшение наступает довольно быстро. Я много раз это наблюдала и слышала от родителей. Ребенок страдал два года от травли в классе. Сменился учитель по независящим обстоятельствам – в декрет ушла одна, пришла другая, у которой были другие представления о том, как нормально строить отношения в ее классе.

Она не проводила какую-то специальную работу по преодолению буллинга, она просто увидела пару раз и дала прямые и косвенные послания: «Что это, дети, у вас происходит? Разве это правильно? У нас так не будет. Мы так друг с другом обращаться не станем».

Проходит две недели, мама говорит: «Волшебное превращение – ребенок перестал плакать, ребенок перестал температурить перед каждым выходом в школу, у него появились внезапно друзья, вдруг оказалось, с ним дружат». Ребенок не изменился вообще ни в одном месте, как вы понимаете, просто пришел другой взрослый, который задал другие правила игры. Эти лояльные второкласснички, они тут же, как зайки, подстроились под авторитетного взрослого, и что от них хотели, они тут же выдали на-гора. После этого оставшиеся два года в начальной школе прекрасно ребенок жил, никаких проблем не было, и никаким изгоем он себя не чувствовал. За две недели без всяких особенных усилий – просто пришёл другой взрослый и дал другой синхронизирующий импульс.

Тут с одной стороны, очень большая проблема, а с другой стороны, при желании и правильном подходе улучшение наступает достаточно быстро. В лучших случаях хороший результат достигается на глазах – было бы желание и было бы понимание.

В понимании главное – это ответственность взрослого. До тех пор, пока мы начинаем искать ответственность в детях или в семьях… Сейчас были эти случаи в школе с инцидентами с насилием, мне телефоны оборвали СМИ, всегда вопрос: расскажите нам, как разлита агрессия в обществе? Виновата ментальность? Низкая духовность? Кризис семейных ценностей? Конечно, всегда удобно сказать слово «ментальность» и ничего не делать. Но на самом деле это просто профессионализм, просто работа с детьми, просто правильное распределение ответственности и правильная постановка целей, и всё.

Я очень рада, что исследования ведутся, что вообще в этом году тема школьной травли возникла, наконец-таки, зазвучала громко. Мне кажется, что если мы начали наводить резкость и говорить, то и результат будет, просто даже от изменения отношения.
https://vk.com/psihologyonline?w=wall-10530391_73073
Аватара пользователя
Позитиффа
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 12 мар 2022, 21:42

Re: Травля в школе: есть ли выход?

Сообщение Позитиффа »

Admin писал(а):
Я травила других детей и ясно помню, почему

Мы шли с подружкой в школу, а урод шел за нами. Он был года на два младше, страшный и противный. Мы сначала хихикали, а потом стали громко шутить над его писклявым голосом и походкой. Урод стал выкрикивать ругательства, мы в ответ смело и решительно огрызались. К воротам школы подошли победителями схватки. И вдруг к нам подскочил пацан на голову ниже. Он подошел ко мне вплотную и прошипел, зло глядя в глаза: «Если ты еще скажешь ему что-нибудь обидное, я тебя ударю! Мало не покажется!». Я опешила от наглости козявки, но продолжать серию победных шуток расхотелось. Главное, было непонятно — что он так за него вступается, это же урод!

У этого мальчика, которого мы, тринадцатилетние злые подростки, дразнили ни за что, был ДЦП. Он сам ходил в школу и неплохо учился. Он выделялся, конечно. Про детский церебральный паралич я тогда ничего не слышала. Как не слышала ничего про то, что люди бывают разные. И особенные в том числе. И про то, что особенные тоже бывают разные: аутисты, с синдромом Дауна… Люди, не воспринимающие речь на слух. Люди с дислексией… Да с миллионом других особенностей! У меня было два слова: урод и дебил.

Откровенно говоря, от меня доставалось не только ребятам с ярко выраженными особенностями. Я издевалась над старомодно одетыми девчонками. Над флегматичными прыщавыми мальчишками. Над троечниками и двоечниками. И я ясно помню, почему. Потому что они НЕ НОРМАЛЬНЫЕ, не соответствуют общим ожиданиям, идеалам и норме, о которой все время говорили взрослые. А я зато — да! Я стараюсь, я гораздо лучше!

Я училась очень хорошо, была послушным и усидчивым ребенком, но даже у такого «подарочного» ребенка могут оказаться родители, которые своеобразно понимают процесс воспитания детей. Больше как дрессировку собаки. Когда похвала и доброе слово — только за ощутимо хорошее, вроде пятерки или вымытой посуды. Когда если поделился сокровенным — через неделю это вернется к тебе обратно в виде насмешки или упрека. Я ни в коем случае не обвиняю во всем свою семью. Моя родная сестра не была таким монстром, как я. Просто на ростки перфекционизма и тревожности родительское воспитание легло именно так. И ни воспитатели в детском саду, о которых я с ужасом вспоминаю до сих пор, ни учителя в школе не объяснили мне, что ошибаться, быть непохожим на других и быть собой — это как раз нормально. А из кожи вон лезть, чтобы «быть хорошим», и считать, что весь мир вокруг должен меняться под эту одну гребенку, — абсолютно не нормально.

Я так уверенно об этом рассуждаю, потому что хорошо помню, когда перестала травить других детей. В 14 лет я попала в Театр юношеского творчества, ТЮТ. В первый год новые ребята занимаются в «студии» — делают этюды, отрывки, изучают театр. В нашей студии была очень худенькая смешная девчонка в очках. Однажды она показывала этюд, где шла то ли по тонкому льду, то ли по канату. И пока она шаталась, очки смешно съехали у нее с носа. А так как она показывала этюд и балансировала руками, то не могла себе позволить поправить их рукой — ведь тогда была бы неправда, и она могла бы свалиться с воображаемого каната! И мы, остальные студийцы с «рабочих окраин», сидели и ржали над ней. А она продолжала балансировать на канате… После этюда великий педагог Алиса Ахмедиевна Иванова тихо и грустно сказала, что мы были очень плохими зрителями. Она говорила спокойно, но твердо. Об уважении к творчеству, о своеобразии и неповторимости каждого из нас. Эти слова задели что-то внутри, отозвались в сердце. Больше такое никогда не повторялось. ТЮТ после этого стал моим родным домом. Я там громко и много смеялась, пела на лестнице, задерживалась допоздна, влюблялась, жила… В общем, мораль совсем простая. Как только меня приняли — с моим громким «неприличным» смехом, шумную, пухлую девчонку — такой, какая есть, у меня просто пропало желание обстругивать «до нормы» других. Как только меня начали уважать, разрешили быть уникальной личностью — я сразу стала добрее к окружающим…

А тот мальчик из школы, которого мы так жестоко дразнили, погиб через несколько лет. Попал под колеса автомобиля. Он медленно ходил, правда. И не смог отпрыгнуть, как часто отпрыгиваем, покрываясь холодным потом, когда машина летит на нас, мы — люди, которым Бог дал возможность быстро ходить и бегать. Я об этом узнала лет в 19 и несколько дней плакала. Мне и тогда, и сейчас кажется, что я тоже виновата. До сих пор забыть не могу его голос. Он был тонкий и звонкий. А уродом была я.

И еще. У меня самой теперь ребенок с особенностями развития. И ему достается в школе. Я это видела своими глазами: как маленькие тревожные, часто сложные и не принятые в этой своей сложности дети за счет моего сына пытаются привести картину мира хоть в какой-то порядок. Если говоришь с их родителями, детям просто «прилетает». И принципиально ничего не меняется.

Может, переведу в другую школу. Хотя наша лучшая из тех, что я знаю. В остальных даже за немодный телефон ребятам достается от «лидеров». Ладно. Сын у меня молодец. Держится. Мы держимся. Мы все уникальные, мы все не такие, как все.
https://vk.com/@psyhology-ya-travila-dr ... nu-pochemu
Аватара пользователя
Позитиффа
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 12 мар 2022, 21:42

Re: Травля в школе: есть ли выход?

Сообщение Позитиффа »

Юkka писал(а):
phpBB [video]


https://травлинет.рф

телефон доверия 8 800 200-01-22
Юkka писал(а):ШКОЛА ПРЕПОДАЕТ НАМ РАЗНЫЕ УРОКИ. И ХОТЯ ТРАВЛИ НЕТ
НИ В ОДНОМ ШКОЛЬНОМ РАСПИСАНИИ, РАНО ИЛИ ПОЗДНО
ДЕТИ ВСЕ РАВНО С НЕЙ СТАЛКИВАЮТСЯ. ТАК ЖЕ КАК И ВЗРОСЛЫЕ.
ЭТО ИСТОРИЯ ПРО ВЫБОР И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ.

СМОТРИТЕ САМИ И ДЕЛАЙТЕ СВОИ ВЫВОДЫ.
https://выбор.травлинет.рф
Аватара пользователя
Позитиффа
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 12 мар 2022, 21:42

Re: Травля в школе: есть ли выход?

Сообщение Позитиффа »

Admin писал(а):https://www.youtube.com/watch?v=jKmkXlHxdJs
phpBB [video]


Школьная травля. Я это пережил

Рождение ребенка с синдромом Дауна, переезд в другую страну, крах с поступлением в институт, жестокая травля в школе. «С каждым может случиться» – так часто говорят, но никто не готов признать, что подобные истории могут стать его реальной жизнью. Пережить, не разрушив себя, можно почти все – герои видеопроекта «Правмира» «Я это пережил» рассказывают о сложнейших поворотах своей судьбы и о том, что помогло им обрести твердую почву под ногами.

Среди тех, кто рассказывает о себе: экзистенциальный психолог Вероника Хлебова, учитель и автор книги «Экстремальное материнство» Ирина Лукьянова, блогер Ольга Савельева, международный эксперт по социальному сиротству Александр Гезалов, тренер по детской безопасности Роберт Туйкин, детский омбудсмен Владимирской области Геннадий Прохорычев, священник Феодорит (Сеньчуков) и другие.
Аватара пользователя
Позитиффа
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 12 мар 2022, 21:42

Re: Травля в школе: есть ли выход?

Сообщение Позитиффа »

Admin писал(а):https://www.youtube.com/watch?v=qkVGCktJ1HM
phpBB [video]


Школьная травля: интервью Екатерины Шульман (инагент) и Ольги Журавской для проекта Травли.net

Тайм-коды (автор Главный по подросткам):

01:00 - что такое травля?
02:15 – школьная травля и насилие в семье, есть ли связь?
03:40 – буллинг – это социализация?
04:57 – «природа человека очень хорошая»
05:55 – как решается вопрос травли в школах?
08:00 – противоречия школьной системы
08:55 – «травля даёт им целеполагание»
10:15 – что чувствует каждый из участников буллинга?
13:11 – симптомы травли
14:40 – про информированность
15:00 – последствия травли
16:39 – «травля травмирует всех»
17:45 – причины возникновения травли
20:27 – про стыд
21:55 – виды травли
24:22 – «плохо всем»
24:38 – статистика буллинга
26:20 – «учимся дружить»
26:58 – «дети не умеют говорить о том, что с ними происходит»
28:25 – круглый стол по травле
28:52 – что такое антибуллинговый манифест?
31:30 – что делать школе?
33:25 – к чему приводит «разбирательства между собой»?
34:50 – как вовлекать взрослых в «учение дружбе»?
38:20 – никто не знает, что делать
39:10 – опасный возраст
40:57 – про работу со взрослыми
41:30 – про травлю родителей в родительских чатах
43:25 – антибуллинговая программа регионов
44:10 – «Челябинск жжет»
44:54 – «вы еще травите, тогда мы идём к вам»
46:10 – почему ябедничать нехорошо?
48:08 – если подросток обратился за помощью к учителю
51:00 – кибербуллинг
51:40 – статистика в США по подростковым суицидам
52:40 – какие могут быть решения?
53:20 – половое воспитание
Аватара пользователя
Позитиффа
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 12 мар 2022, 21:42

Re: Травля в школе: есть ли выход?

Сообщение Позитиффа »

Admin писал(а):https://www.youtube.com/watch?v=wCW0KkqfW1U
phpBB [video]


Мы снимали этот фильм полтора года. И это — самое личное и важное, что я сделал в своей жизни.

На фотографии, которую вы увидите в самом начале, мне 12 лет. Тем летом я поступил в одну уважаемую петербургскую школу, с красивым названием и целым списком вступительных экзаменов. Еще не зная, что меня ждет.

Шестой класс: я и 37 детей, кроме меня. Большинство учились вместе с детского сада. Первого сентября я пришел в школу в пиджаке и с аккуратной стрижкой, сразу оказавшись среди остальных чужаком. За следующие пару лет я узнаю на себе, что такое травля — и как она меняет переживших ее людей.

Для этого фильма я не только встретился с теми, кто прошел травлю, но и поговорил с теми, кто травил других. Увидел своими глазами готовые рецепты как справиться с буллингом. И узнал какая связь у школьной травли и случаев, когда в школу приходят с оружием — от тех, кто с этим оружием приходил.

Наконец, впервые за 18 лет после окончания школы я встретил своих одноклассников и классного руководителя. Все, что из этого вышло вы увидите своими глазами.

Поделитесь своей историей и впечатлениями — хочу вас услышать.

(Автор фильма, Александр Мурашев)


Некоторые герои выпуска:

Людмила Петрановская: https://www.instagram.com/ludmila.pet...
Дима Зицер: https://www.instagram.com/dimazicer/
Травли NET: https://www.instagram.com/travlinet/

Автор фильма: https://www.facebook.com/alexander.mu...

Заглавная музыкальная композиция написана Леоном Суходольским

Цитаты:

0:00 Мое личное вступление
1:36 «Не знаю, почему я не говорил «Перестаньте, такого быть не должно». История Филиппа, который несколько лет участвовал в травле
4:36 «Пока мы себе врём, мы никогда не найдем решение». Людмила Петрановская объясняет, чем буллинг отличается от конфликта — и почему о травле так мало говорят
6:50 «Мне 7 лет и я вообще не понимаю, что происходит». История Вари, которая прошла через многолетнюю травлю в школе
11:02 Приезжаем к Диму Зицеру — педагогу, который дает детям абсолютную свободу. И чем это оборачивается?
13:59 Оказываюсь в своей школе. Впервые за 18 лет. Как всего одна вещь превращает тебя в ребенка
15:55 «Тебя тогда «полошили». Встреча с одноклассником
18:03 «Хочу себе на лбу татуировку с надписью: «У нас дети так играют». Как Травли NET пытаются бороться с буллингом в школах
20:10 «Либо тебя просто изобьют, либо хоть какой-то сдачи можешь дать». История Ильи, который встретился с травлей дома и в школе
23:37 «Почему ты никому этого не сказал?». Встреча с классным руководителем — впервые за 18 лет
28:26 «Это первая дура в твоей жизни». История Даши, которую сначала травила учительница (а потом и дети)
32:41 «Миллион детей идет каждый день в школу, как на казнь». Что могут сделать с травлей учителя
38:27 Филипп. Что испытывал, когда травил других (и откуда берется жестокость)
43:50 Мое самое неприятное воспоминание о школе, о котором я еще никому не рассказывал
45:01 «Это детством не назовешь». Что помнит мой второй одноклассник
48:48 «Надо усложнять». Как сделать так, чтобы не возникало буллинга — объясняет Дима Зицер
55:37 Варя. Что понимаешь, глядя на свое прошлое
1:00:02 Встреча с одноклассником Колей. Ответ на вопрос: зачем все это было
1:03:44 «Травля — это не скучно»
1:04:40 Даша. Самое неприятное воспоминание (неожиданное)
1:09:55 «Ты говоришь со мной на языке зоны». Еще одно лекарство от буллинга
1:15:13 «Что ты понимаешь под словом «травили»?». Зачем все это было: разбираемся с классным руководителем
1:19:03 Почему не нужно запрещать насилие? И как быть с травлей учителей? Объясняет Людмила Петрановская
1:22:46 Спускаемся в раздевалку. И понимаю, почему именно там происходили все «стрелки»
1:23:23 «Тебе не весело?». Разговор с одноклассником, который открывает глаза
1:24:29 Как буллинг влияет на всех (и не только жертву)
1:26:35 Филипп. Неожиданный поворот
1:28:42 Илья. Неожиданный поворот
1:29:48 «Я стоял сзади и понимал: когда-то я тоже испытывал что-то подобное».
Аватара пользователя
Позитиффа
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 12 мар 2022, 21:42

Re: Травля в школе: есть ли выход?

Сообщение Позитиффа »

Admin писал(а):Вторая часть фильма из предыдущего поста

https://www.youtube.com/watch?v=-lb1hbZ5Aq8
phpBB [video]


Что случится, если слабый и незаметный решит «дать сдачи»? Как связаны травля и стрельба в школах? И может ли так быть, что абсолютное зло — это просто однажды обиженное добро?

Вторая и финальная часть фильма «Я встретил тех, кто меня травил» — это личные истории, которые отвечают на все эти вопросы. Когда происходит нападение в школах, мы много говорим о наказании и усилении охраны в школах. Но почему-то редко говорим о том, с чего все начинается.

Мне хотелось исследовать механизм появления зла. Как однажды глубоко посаженная заноза «Сдачи дал?» в какой-то момент приводит к нарыву. А накопленная ненависть всегда вырывается наружу.

В этом фильме три личных истории, но только две из них закончатся хорошо.
Смотрите и высказывайтесь после просмотра.

– Александр Мурашев, автор фильма –

Некоторые герои выпуска:

Людмила Петрановская: https://www.instagram.com/ludmila.pet...
Дима Зицер: https://www.instagram.com/dimazicer/
Травли NET: https://www.instagram.com/travlinet/
Светлана Моторина: https://zen.yandex.ru/id/605c50e28c07...

Автор фильма: https://www.facebook.com/alexander.mu...

Заглавная композиция написана Леоном Суходольским

Цитаты:

0:00 О чем этот фильм
0:58 «Все считали меня изгоем». История Коли
3:26 «Они говорят: «Отец меня бил, и я человеком вырос». Дима Зицер про оправдание насилия и виктимность
6:07 «Родительский чат взорвался». История Светланы.
9:07 «Каждый имеет право не заходить в школу, сжимаясь от страха». Людмила Петрановская про то, что мы все должны детям
10:16 «Все шло по возрастающей». Коля
14:01 «Вы школа, вы нам портите детей». Травли NET
15:04 Личная история травли Димы Зицера
20:13 «Как ты можешь учиться, если ты их всех ненавидишь?». Коля
21:55 «Они что, в школу как в бойцовский клуб ходят?». История Светланы
26:07 Что я ощутил, вернувшись в школу
26:46 «Единственный раз, когда я дал сдачи». Дима Зицер — о том, как неожиданно закончился его буллинг
31:30 «Я стал ненавидеть людей». Коля находит способ дать сдачи
38:28 Можно ли победить буллинг? Отвечает Дима Зицер
41:28 «С первого сентября у нас началась новая жизнь». Как одна учительница поменяла жизнь сына Светланы Моториной. Правила жизни без буллинга
46:24 Попытки обратить внимание родителей и чиновников на проблему. Травли NET
47:54 «Я обнаружил себя с ее скомканной фотографией в руке»
49:23 Как травля отражается на всех нас? Объясняет Людмила Петрановская
50:54 Что скрывают люди, которые переживают травлю. Рассказывает Светлана Моторина, которой доверяют самые личные истории
53:20 Три правила школьной травли
55:03 «Мы всей страной, каждый день, ждем нападения»
57:23 В чем причина буллинга и что с этим делать. Рассказывает Травли NET
1:00:35 Как связана стрельба в школах и травля. Коля
1:02:23 Финал. То, что касается нас всех

Проект «Нормальные люди» против насилия и любых террористических действий.
Если вы столкнулись с травлей, позвоните на горячую линию психологической помощи подросткам, родителям и учителям проекта Травли NET 8(800) 500-44-14
Звонок бесплатный
Аватара пользователя
Позитиффа
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 12 мар 2022, 21:42

Re: Травля в школе: есть ли выход?

Сообщение Позитиффа »

Admin писал(а):
Почти каждый второй школьник в России подвергался психологической агрессии

Почти каждый второй ребенок (46%) в школе подвергался психологической агрессии, а каждый восьмой – физической, следует из исследования Центра социологии образования Института управления образованием РАО, сообщает РИА Новости.

«46% школьников во время учебы в основной и старшей школе подвергались психической агрессии, а каждый восьмой – физической. Исследователи провели анонимный анкетный опрос 40 575 учащихся 7-11-х классов в 17 регионах Российской Федерации», – говорится в тексте исследования

При этом девочки чуть чаще подвергаются психологическому буллингу: 46,3% против 43,6% среди мальчиков. По мере взросления травли становится несколько меньше. Например, «в 7-м классе о случаях психологического буллинга заявили 46,6% опрошенных, физического – 11,7%, а в 11-м классе – 42,1% сообщили, что подверглись психологической агрессии и 9,5% – физической», – отмечено в исследовании.

Ученые также выявили взаимосвязь между мотивацией к обучению и буллингом. Школьники, которые регулярно подвергаются физической агрессии, по сравнению с благополучными учащимися, чаще отмечают, что их «ничто не побуждает к учебе».

«66% школьников завили, что, став свидетелями буллинга в своем коллективе, постараются убедить одноклассников прекратить унижения, 16,7% заявили, что не будут обращать на происходящее внимание», следует из исследования

Ученые РАО отмечают, что значительное уменьшение случаев буллинга наблюдается там, где его не замалчивают, а, наоборот, учатся замечать.
https://www.pravmir.ru/pochti-kazhdyj-v ... -agressii/

Вернуться в «Мы - школьники!»