Сто одежек: обучаем ребенка одеваться самостоятельно

Варвара
Сообщения: 920
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Сто одежек: обучаем ребенка одеваться самостоятельно

Сообщение Варвара »

Admin писал(а):
Психологическое «созревание» и осознанные действия надевания на себя какой-либо одежды, как правило, происходят у ребенка ближе к трехлетнему возрасту. Конечно, внимательные родители могут отметить, что и раньше их малыш пробовал на себя что-то надеть. Но это скорее является элементом интуитивной игры, манипуляций с разными предметами и, как конечным результатом, встречей с родительской реакцией (радостью, раздражением, равнодушием).

Целенаправленно приступать к обучению самостоятельному одеванию можно примерно с двух лет. Почему? Как правило, в три года детки уже идут в детский сад, и очень важно, чтобы к этому возрасту они обладали элементарными навыками самостоятельного одевания. Если в это время малыш начинает постепенно самостоятельно надевать пижаму, носочки, застегивает ботиночки на липучке, то к четырем годам он, как правило, уже умеет сам одевать майку, трусики, кофту, куртку, брюки, юбку, платье, обувь (без шнурков). С каждым годом навыки увеличиваются, и к семи годам ребенок вполне может себя полностью одеть сам.

СНИМИТЕ ЭТО НЕМЕДЛЕННО!

Обучение детей одеванию, как это ни парадоксально, начинается с… раздевания. Крохе, которому исполнился годик, пробует стянуть с себя шапочку или варежки. Это очень важно, потому что является постепенным накоплением его внутреннего опыта для более осознанных действий в дальнейшем. Восхититесь новым умением, а потом – предложите попытаться надеть снятое. Вместо того чтобы неожиданно – потому что «время пришло» – учить его одеваться, нужно не пресекать эти пробы в раннем возрасте. Резкими покрикиваниями, одергиваниями, обесценивающими фразами («я сама, времени мало», «у тебя плохо получается», «у тебя руки-крюки» и т.д.) можно надломить его желания, инициативность и веру в себя.

Желательно, до того как ваш малыш войдет в период самостоятельного одевания, подготавливать его к этому. Чтобы пальчики хорошо работали, с грудничкового возраста практикуйте пальчиковые игры, с годовалыми – мните, давите, размазывайте пластилин. Приобретите или смастерите сами пособия, где есть шнурки, липучки, пуговицы разных размеров с петельками, чтобы ребенок учился манипулировать различными вариантами (сейчас есть много подобных игрушек-«тренажеров»). Все это поможет малышам освоить действия, необходимые при самостоятельном одевании.

ВСПОМНИТЬ ВСЕ

Как и любой другой навык, умение одеваться формируется у ребенка постепенно. Но быстрее это произойдет с вашей помощью.

- обеспечьте свободный доступ к детской одежде. Ребенок должен не только уметь правильно одеться, но и содержать свою одежду в порядке: уметь складывать ее, сортировать по предметам, отличать грязную от чистой и т.п.

- продумайте гардероб. Прежде чем расплачиваться за выбранную в магазине детскую одежду, мысленно оденьте ее на свое чадо. Штанины брюк должны быть свободными, пояс – регулирующийся, а горловина у маек, футболок и свитеров – достаточно широкой. С трудными конструкциями и фасонами (множество молний, пуговиц, крючков и липучек) лучше повременить.

- расскажите о порядке надевания одежды. Обязательно проговаривайте последовательность: сначала трусики и майка, потом носочки, следом – штанишки и т.д. Для того чтобы малыш быстрее запомнил ее, читайте книжки и рассматривайте картинки.

- научите отличать лицевую и изнаночную сторону. Также не забывайте о понятиях «перед» и «зад». Если крохе пока еще сложно это запомнить, придумайте отличительные метки (например, на передней стороне однотонной футболки сделайте нашивку).

- поделитесь секретами одевания. Расскажите ребенку, почему свитеры и футболки нужно начинать надевать с макушки (если попытаться пролезть в горловину лицом, можно застрять), а со штанами и колготами удобнее расправляться, сидя на краю дивана или кровати.

НЕ ХОЧУ, НЕ БУДУ!

«Почему он не хочет одеваться?» – вздыхаете вы, устав гоняться за малышом с охапкой одежды под мышкой. Самые распространенные причины такого нежелания следующие.

- Неумение. Это самое просто объяснение и легко решаемое, если кроха еще просто мал для самостоятельного одевания. Ситуация же, когда раз за разом вы, экономя время, упаковывали ребенка в одежду сами, а потом вдруг решили, что «в пять лет пора бы самостоятельнее быть», может иметь неприятные последствия. Обрушившиеся на малыша суровые требования, вполне могут спровоцировать не только волнение, но и чувство тревоги, неуверенности в себе. Он может расплакаться, разозлиться, оцепенеть от ужаса, неожиданно захотеть в туалет, попить, то есть в целом будет сопротивляться тому, чего от него ждут. Так что во всем необходима последовательность.

- Скука. Как правило, распознать эту причину довольно легко: как только вы приближаетесь к чаду с ворохом одежды, он пускается от вас наутек. Есть возможность – поддержите затею ребенка. Проигравший – одевается. Если время поджимает, сначала строго предупредите (ровно через 10 минут выходим из дома), а затем начните демонстративно собираться. Еще один способ «оживить» одевание – рассказывать в процессе всевозможные стишки и считалочки.

- Неудобство. Комфорт – одно из важнейших требований к одежде. Двух- и трехлетнему ребенку легче будет надевать на себя одежду с наименьшим количеством застежек и молний, с достаточно свободной горловой частью у свитера, водолазки. Обувь, желательно, иметь не только со шнурками, но и на липучках. Дети любят удобную, комфортную, неколючую одежду. Так как на прогулке они постоянно играют, двигаются, принимают различные позы, то взрослым важно подбирать одежду, не стесняющую их движений. Например, чтобы в процессе своей игры ребенок постоянно не прерывался на то, чтобы поправить шапку, слезающую с ушей, чтобы при каждом наклоне ему не надо было заправлять майку-водолазку-свитер (это актуально в холодное время года, и можно учесть при выборе комбинезона) и т.д. Все неудобства, связанные с одеждой, ребенком запоминаются, и он, сам того не осознавая, может сопротивляться одеванию по этому поводу тоже.

- Плохое настроение. Иногда отказ от выхода из дома может быть вообще не связан с одеванием: плохо спал ночью, в течение дня наказали, сломалась игрушка, начинает заболевать и т.п. Ведь для ребенка одеться – это приложить усилие, терпение, внимание. В таких ситуациях на самостоятельное одевание не хватает сил. А плач – это самый быстрый способ снятия психического напряжения. Если у взрослого человека, как правило, срабатывает внутренний контроль над своим состоянием и настроением (он одевается и идет по своим делам, на работу), то у ребенка это отсутствует. Чем меньше малыш, тем сильнее его связь с собственным телом, с его реакциями. То есть в три-четыре года (и даже в пять лет) ребенку невозможно самому себе сказать: «Стоп, я должен собраться». Наверно, практически у всех, бывают ситуации, когда ребенка нужно «быстро собрать». Найдите минутку, пока одеваете малыша (или пока находитесь в дороге), и расскажите, почему сегодня за него это делали вы. Объяснения нужны для того, чтобы у него тоже была целостная картина происходящего, а не обрывки. Ребенку безопаснее и надежнее, когда причинно-следственные связи объясняет родитель.

ИГРЫ «НА ОДЕВАНИЕ»

Игра – один из самых доступных и любимых детьми способов овладения новыми навыками. Одевание – не исключение. Используйте эти приемы, чтобы подогреть детский интерес к этому повседневному процессу.

* «Попади в цель». Вариантов может быть много: в горловину, в рукав, в штанину. Практически поднеся к ручке или ножке крохи пройму, сделайте так, чтобы он в нее не попал и хитро улыбнитесь. Приняв правила игры, он гарантированно будет стараться «победить».

* «Нахождение частей тела». Удивленно вопрошайте «а где наши ручки?», восклицайте «какая длинная шейка!», просите вытянуть ножки, а потом – поболтать ими. Вариантов масса.

* «Соревнование». Положите рядом два комплекта одежды – детский и свой собственный и одевайтесь одновременно.

* «Показ мод» – маленькие дети, как девочки, так и мальчики, обожают примерять родительскую одежду. Надевать вещи взрослых не только проще, но и интересней. Используйте это!

* «Обмани меня!» – придерживайте это средство на крайний случай. Вздохните, покачайте головой и скажите: «Ну, с этой-то кофтой тебе точно не справиться, только когда подрастешь». Результат последует очень быстро.

«ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛ ОБУЧЕНИЯ МАЛЫШЕЙ ОДЕВАНИЮ

* Будьте спокойны и терпеливы. Пожалуй, это одно из самых трудных требований: трудно сохранить доброжелательность, когда вы опаздываете, а малыш 10 минут возится с застежками. И все же, если вы понимаете, что никуда не торопитесь и времени достаточно, не спешите помогать ему или критиковать. Желательно, чтобы ребенок самостоятельно закончил то, что начал: так у него формируется его собственный, индивидуальный опыт. Например, вы видите, что оделся он не совсем правильно (наизнанку, задом наперед и т.п.), сначала порадуйтесь вместе тому, что он это сделал сам, а затем спросите – все ли получилось? Выслушав, поделитесь своим виденьем. Четырехлетка поначалу может отказываться переодевать неправильно надетое. Ваше давление только усилит протест. Порассуждайте, спросите у него, почему ему важно оставить все как есть? Ребенок 5-6 лет, как правило, исправляет свои ошибки: у него уже нет задачи «быть в протесте». Он больше нацелен на взаимодействие с социумом

* Установите зрительный контакт – он будет залогом вашего взаимодействия с ребенком в процессе одевания. В тот период, когда вы еще сами одеваете своего малыша (лучше всего делать это, стоя на коленях на полу), проговаривайте вслух свои действия. Регулярность повторов имеет свою силу запоминания у ребенка. Впоследствии некоторые вещи, например, нижнее, нательное белье он будет автоматически надевать сам, а следующую последовательность в действиях вы ему напомните.

* Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Многие дети сызмальства любят наряжаться (и не только девочки!). Они пытаются участвовать в процессе одевания, начиная с годичного возраста, частично могут правильно одеться в два с половиной года и полностью – в четыре. Но многое зависит и от характера ребенка. Более спокойные и усидчивые ребята раньше начинают справляться с пуговицами и молниями, а гиперактивные дети в принципе самостоятельно одеваться начинают немного позже.

* Примите его правила. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок с удовольствием одевался сам, предоставьте ему возможность выбора одежды. Разумеется, бывают случаи, когда дресс-код необходим. Но в целом, так ли важно, что оранжевая футболка не сочетается с малиновыми ботинками? Если же детские требования слишком сильно попирают ваш хороший вкус, просто сузьте рамки: выложите перед малышом три комбинации одежды, сформированные вами – пусть выбирает.

* Подавайте пример. Малыши вообще очень хорошо учатся справляться с одеждой на чужом примере. Именно поэтому в семьях, где двое и более детей младшие начинают самостоятельно одеваться гораздо раньше.

* Помогайте – это подбадривает. Пусть он сам просовывает ноги в колготки, а вы – расправляете их и хорошо подтягиваете, или надевает рубашку, вы – застегиваете пуговицы и т.п.

* Хвалите. Момент, когда кроха сам что-то оденет или застегнет – именно тот, когда не стоит скупиться на похвалу. Малыши очень радуются, когда у них получается что-то сделать без посторонней помощи. Категорически нельзя критиковать, ругать и смеяться, если ребенок надел что-то неправильно! Это усиливает у него страх, неуверенность, протестующее поведение перед чем-то новым. Ошибочно считать, что «метод сравнения» стимулирует к самостоятельности и повышает его мотивацию. Очень наглядно это происходит в детском саду: фразы «ну, что ты копаешься, все уже переоделись», «посмотри, как Маша аккуратно одевается», «Гриша умеет надевать перчатки, , а ты нет» ранят ребенка, делают виноватым, заставляют стыдиться, понижают самооценку и даже пробуждают чувство злости.
http://www.parents.ru/article/sto-odezh ... amostoyat/
Варвара
Сообщения: 920
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Сто одежек: обучаем ребенка одеваться самостоятельно

Сообщение Варвара »

Owl писал(а):
Малыш долго одевается: как ему помочь?

Эта история повторяется каждый день. Вы спешите выйти из дома, просите малыша одеться, а он полчаса бродит по квартире без колготок. Как исправить ситуацию и не испортить очередное утро?


В общем-то малыш пошел бы в детский сад даже в пижаме. Но если вы проявляете признаки нетерпения, он тут же готов «принять бой»: начинается нытье или разгорается скандал. Вы чувствуете, что он недоволен ни вашим предложением, ни своим поведением. Кроме того, это очень сильно мешает вам самой: простая фраза «иди одеваться», сказанная два раза, ‒ это еще ничего. Но если вы повторили ее десять раз и начали раздражаться, проще снова взять все в свои руки ‒ в прямом смысле слова ‒ и помочь ребенку одеться. А затем снова спрашивать себя: когда же чадо проявит хоть немного желания одеться самостоятельно?

СЛИШКОМ ТРУДНАЯ ЗАДАЧА

Вы без труда справляетесь со шнурками, умеете завязывать бантик, можете застегнуть тугую пуговицу и повернуть перекрутившуюся юбку. Но когда-то и вас ставило в тупик предложение самостоятельно завязать шапку и поправить шарф. Вот и вашему ребенку пока не хватает умения и опыта, и надо помочь ему научиться справляться с трудностями.

Что делать?

Для начала максимально упростите жизнь своему малышу: между красотой и удобством выбирайте удобство, пусть и в ущерб моде. Покупайте обувь на липучке или заменяйте шнурки специальными эластичными тесемками, одежду ‒ на кнопках, а не на пуговицах, брюки и юбки ‒ на резинке, а не на сложных застежках. Следите, чтобы застежки-молнии были с крупными зубцами. Майки и толстовки должны быть с эластичным воротом: голова, застревающая в майке дважды в день, ‒ серьезный повод для раздражения. Джемпер с ярким рисунком на груди поможет ребенку надеть его правильно, а не «задом наперед». Пользуйтесь маленькими хитростями: например, прицепите к застежке-молнии кольцо или небольшой брелок, чтобы малыш смог быстрее ее нащупать.

Скажите ребенку: «Я вижу, что тебе еще сложно справляться со всей этой одеждой. Я застегну тебе джинсы, а майку и носки ты наденешь самостоятельно».

ТАКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ!

Вы не можете понять, почему ребенок отказывается носить один свитер, а второй, точно такой же, занашивает до дыр. Вам странно, что довольно слабо затянутый шарф вызывает у него бурный протест и слезы, а штанины нужно непременно заправить в носки, потому что они «скребут кожу на ногах».

Повышенная тактильная чувствительность часто встречается и у детей, и у взрослых, но вторые уже знают, как справиться с неприятными ощущениями, часто очень субъективными, и не испортить себе день. А малыш чувствует дискомфорт, но не всегда его причина звучит убедительно для вас.

Что делать?

Тщательно выбирайте удобную одежду, можно вместе с ребенком. При покупке новых вещей, особенно прилегающих прямо к телу, оценивайте ее мягкость ‒ например, прижимая к своей щеке: шершавая или «стеклянная» на ощупь ткань будет раздражать кожу и заставлять малыша снова капризничать.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

многие дети не любят водолазки с высоким воротником, так что в холодное время года поможет мягкий шарф-манишка. Теплые вещи из шерсти и акрила часто бывают слишком колючими для нежной кожи ребенка, поэтому выбирайте одежду из флиса или полартека: она мягче и не уступает шерстяной в качестве. Избавьтесь от носков с тугой резинкой и растянувшихся колготок. Сразу срезайте с новой одежды внутренние этикетки, удаляйте торчащие нитки. При стирке обязательно используйте режим дополнительного полоскания белья, чтобы частицы порошка не оставались на одежде, и добавляйте кондиционер-ополаскиватель, смягчающий ткань.

Скажите ребенку:
«Я понимаю, что тебе неудобно, но мы с этим справимся. Давай ты подробно объяснишь, что мешает и где нужно поправить, а я постараюсь сделать так, чтобы тебе было удобно».

ЗАПАСИТЕСЬ ТЕРПЕНИЕМ

Утро расписано по минутам. Когда вы замечаете, что ребенок надел трусы наизнанку и задумчиво бредет в сторону кухни, вы предпочитаете одеть его сами, чем везде опоздать. Но таким образом не приучите его к самостоятельности.

Что делать?

Принять факт, что ребенок все делает медленнее, чем вы. Чем больше он будет чувствовать ваше нетерпение, тем заманчивее для него сделать все наоборот и покапризничать, сидя под дверью. Малыш сам выбрал футболку и надел ее? Похвалите его, даже если вещи не сочетаются. В выходной день, когда спешить некуда, предоставьте ребенку возможность одеваться в собственном ритме. Чтобы выиграть время, заранее разложите одежду в шкафу по полным комплектам или развесьте на удобные вешалки ‒ это исключат утренние сообщения на тему «я не нашел красную рубашку». Сам комплект можно достать из шкафа накануне вечером и сложить в порядке надевания: трусы ‒ первые, джинсы и носки ‒ последние. Для мелких предметов одежды, которые могут потеряться, заведите неглубокий прозрачный контейнер ‒ туда же можно складывать после стирки непарные носки. Сразу договоритесь, что одежда, требующая стирки, отправляется в корзину для белья.

Скажите ребенку: «Мне очень приятно, что ты стараешься»; «Эта майка надета задом наперед, но сейчас мы ее переоденем».

МАЛЫШ, КОТОРЫЙ ТОЛЬКО УЧИТСЯ ОДЕВАТЬСЯ, ДЕЛАЕТ ЭТО ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО. ИМЕЙТЕ ТЕРПЕНИЕ И НЕ ТОРОПИТЕ ЕГО. ЛУЧШИМ РЕШЕНИЕМ БУДЕТ НАЧИНАТЬ ОДЕВАТЬСЯ НА 15-20 МИНУТ .

ОДЕВАЕМСЯ, ИГРАЯ


Может быть, вчера ребенка ругали в детском саду, просто выдался неудачный день или малыш проснулся в мрачном настроении и нуждается в повышенном внимании? А что может быть лучше, чем мама, одевающая его сама, как маленького? Проблема лишь в том, что ребенок сигналит «Мне срочно нужна забота и ласка!» как раз тогда, когда вы больше всего торопитесь.

Что делать?

Дайте малышу понять, что скорость его сборов никак не влияет на ваше отношение к нему. Всегда ставьте будильник с небольшим запасом: лучше пять минут обниматься и возиться утром, чем ввязаться в получасовой скандал перед самым выходом из дома. Заведите бодрый и веселый ритуал утреннего подъема: пойте песни или декламируйте стихи, несите его в ванную на спине или сделайте массаж ‒ тогда ребенок убедится, что даже в спешке вы помните о нем и готовы к общению. В более спокойное время дня старайтесь уделить ребенку хотя бы час полностью, не отвлекаясь на домашние дела. Если утро будет четко спланировано, а вы внесете в сбoры элемент игры ‒ например, будете капитаном корабля, подающим команды «Пора на завтрак!», «Матрос, взять носок в правую руку!», ‒ то и процесс одевания пройдет быстро и незаметно.

Скажите ребенку: «Сейчас нам надо собраться быстро, потому что скоро начнутся занятия, а вот вечером у нас будет время на игры»; «У нас есть еще 10 минут, и мы сможем дойти до садика медленным шагом, а если выйдем позже ‒ придется поторопиться».
http://www.parents.ru/article/malysh-do ... mu-pomoch/

Вернуться в «Мы растем!»