5 способов сказать ребенку «нет» PDF Печать E-mail
Психология - Детская психология
22.11.2017 01:51

Ставить границы, озвучивать запреты и говорить «нет» приходится всем родителям. Проблема в том, что не у всех получается добиться желаемого эффекта. Как же правильно формулировать отказ?
Когда мы говорим ребенку «нет», возможно три рода затруднений. Некоторым родителям бывает сложно подобрать правильные слова, чтобы, например, не обидеть ребенка. Другим в принципе трудно говорить нет", и им приходится каждый раз преодолевать внутренний барьер. Третьим непросто выдержать негативную ответную реакцию ребенка, когда они слышат от крохи заявления вроде: «Ты плохая!», «Ты меня не любишь!», «Я тебя не люблю». Тут можно испытать целую гамму чувств от вины и злости до ощущения полной беспомощности и личной несостоятельности. Тем не менее, запреты ребенку жизненно необходимы. Мы расскажем, как вводить их максимально безболезненно.
Зачем нужны запреты
Ребенку на самом деле непросто мириться с ограничениями. А еще ему трудно контролировать свои эмоции. Но в жизни детям предстоит сталкиваться с ситуациями, когда не все будет так, как им хочется. Для любого ребенка будет лучше, если он научится переживать этот опыт в контакте с близким взрослым. Тогда он встретит сопереживание, поддержку и помощь в распознавании собственных эмоций. Так что не стоит бояться говорить ребенку «нет». Запомните: запреты ему жизненно необходимы. Родительское «нет» помогает устанавливать границы, которые нужны для нормального развития психики малыша. Оно выступает как опора, как стена, которая дает детям чувство безопасности. Ведь без границ ребенку становится тревожно, мир в его представлении перестает быть безопасным. Безусловно, на введение запретов малыш может реагировать негативно. Так он проверяет ваши границы и пытается их расшатать. Однако, если вы будете спокойны, последовательны, выступите с супругом единым фронтом, ребенок примет новые правила.
Кто главный?
В семье принципиально важна здоровая иерархия. Это когда родитель занимает главенствующую позицию по отношению к ребенку, то есть является сильным, спокойным, уверенным в себе взрослым, который справляется со своими эмоциями и помогает малышу справиться с его чувствами. Так дети получают ощущение заботы, любви, принятия, и, главное, безопасности, а это помогает им справиться с тревогой. Если иерархия нарушена, ребенок ничего этого не чувствует.
Распространённые ошибки
Если родитель боится брать на себя ответственность, он общается с ребенком из позиции «друга». Тогда ему трудно отказывать и запрещать. Если взрослый занимает детскую позицию, он фактически ждет, что малыш станет для него утешителем.Такие мамы и папы нередко говорят: «Пожалей мамочку, у меня столько дел, а тут ты со своими капризами!», «Папа так устал на работе, пощади меня сегодня!» Некоторые родители, что еще хуже, действуют с позиции власти или насилия. Любая ситуация, где приходится сказать ребенку «нет», может вызвать у них раздражение или злость. При этом они апеллируют не к поведению ребенка или конкретной ситуации, а фактически выставляет его виноватым, «плохим». Часто они говорят например так: « Ты плохой, поэтому нельзя!», «Ты только и делаешь, что чего-то хочешь! Замолчи! Тебе бы только есть конфеты/играть/не слушаться/смотреть мультики и т.д.», «Как тебе не стыдно! Я столько делаю, а ты!» Для ребенка такой запрет видится как нападение и проявление агрессии. К тому же он укрепляется в мысли, что он плохой. В ответ ему ничего не остается делать, как протестовать, огрызаться или плакать. При этом он может чувствовать обиду, стыд, вину, беспомощность или злость. Стоит ли говорить, что отношения между малышом и родителями при всех этих сценариях портятся. Чтобы наладить контакт, попробуйте действовать иначе.
Общие правила
-Не впадайте в крайности. Когда запретов слишком много, свободы остается слишком мало. В ближайшей перспективе возможен протест или апатия, а в будущем это может вылиться в неспособность делать самостоятельный выбор и даже отсутствие собственных желаний (ибо зачем хотеть, если все равно запретят).
Важно, чтобы родители выступали единым фронтом. Для того, чтобы ребенок не сталкивал взрослых, слушаясь того, кого выгоднее, взрослым важно договориться между собой, что точно разрешается, а что точно нельзя. Если возникла непредвиденная ситуация и ваш супруг разрешил то, с чем вы не согласны, поддержите его авторитет при ребенке, оставив «разборки» на момент, когда вы останетесь наедине.
-В воспитании важно быть последовательным. В отношении одних и тех же вещей необходимо постоянство. Если утром ребенок слышит «нет», а вечером «да», ребенок перестанет вас слушать и уважать.
-Отказывать важно, проявляя заботу. То есть запрещать следует, сочувствуя. Из позиции заботы ребенку легче принять запрет и -согласиться с ним. При этом ваши отношения с ребенком не портятся. Говорите ребенку, что вы понимаете его чувства, но при этом проявляйте твердость: «Знаю, что ты очень хочешь, но нельзя».
-Запрещая что-то ребенку, важно оставаться на позиции взрослого – быть уверенным и спокойным по отношению к ребенку. -Если вы начинаете раздражаться, то эту позицию теряете.
-Помогайте ребенку справляться с эмоциями, называя те чувства, которые он испытывает, когда вы ему говорите «нет». И обязательно предлагайте свою поддержку. «Да, тебе так хочется еще поиграть, но пора обедать/идти домой/спать и т.д.», « Тебя это расстраивает/ты сердишься. Иди ко мне, я тебя пожалею/успокою»
-До 5 лет отлично работает метод переключения внимания. «Ты сам соберешь игрушки? Или мы сделаем это вместе? Какая твоя самая любимая? С чего начнем? Чем ты хочешь заняться дома? Какой мультик хочешь посмотреть?» и т.д.
Зачем говорить "нет":
«Нет» помогает вводить правила и ограничения, опираясь на которые ребенку легче взаимодействовать с миром. Наличие границ структурирует реальность и снижает тревогу. Однако, важно не злоупотреблять и использовать его по назначению, - например, в ситуациях, где есть угроза жизни и здоровью малыша.
Словесная инструкция
Как правило, безапелляционное «нельзя» мы употребляем в тех случаях, когда действия ребенка касаются его безопасности или могут повредить его здоровью. Кроме этого слова есть и другие способы сформулировать запрет.
1. «Потому что мы с папой так решили»
Эта фраза спасает родителей неутомимых почемучек. Когда вопросы сыплются в режиме нон-стоп и в какой-то момент возникает насущная необходимость их прекратить, можно использовать такой маневр. Или когда сил удовлетворять любопытство малыша ну совсем не остается.
2. «В нашей семье так не принято»
Эта формулировка подходит для тех случаев, когда вы хотите донести до чада семейные традиции или семейный ценности. Например, у вас дома не ругаются матом/не едят продукты, упавшие на пол/не оставляют посуду на столе и т.п.
3. «Так делать не стоит», «Так говорить не надо», «В общественных местах не кричат»
Выглядит как запрет, но более мягкий, потому что он обезличенный. Такая формулировка позволяет взглянуть на себя и на ситуацию со стороны. И она не порождает у ребенка сильных негативных чувств по отношению к себе. Он не чувствует себя плохим, виноватым. Обезличенные запреты легче принять, а ведь ваша задача – не ругать или запугать, а скорректировать его поведение. По этой причине старайтесь избегать «ты-сообщений» («Ты плохой», «Ты невыносимо себя ведешь», «Ты так больше не делай!»). У любого психически здорового человека, будь то взрослый или ребенок, они вызывают протест, неприятие и желание спорить или защищаться.
4. «Это нельзя. Выбирай - сделаем так или вот так?»
Эту формулу можно использовать, когда вы запрещаете ребенку какое-то действие, но тут же предлагаете выбрать один из двух альтернативных вариантов, оба из которых вас устраивают. Так вы даете малышу шанс принять решение самостоятельно. Безусловно, подобные эксперименты следует ставить в ситуациях, когда речь идет о мелочах, а не о вопросах безопасности ребенка.
5. «Этот поступок плохой»
Когда мы используем эту фразу, мы характеризуем поведение или поступок, а не даем оценку самому ребенку и не вешаем ярлык. Малыш прекрасно считывает, что это не он плохой, а поступок плохой, и тогда ему гораздо легче исправиться. А вот хрестоматийную фразу родом из советских времен: «Хорошие дети так себя не ведут» - лучше не использовать вовсе. Ребенок мгновенно считает, что его записали в разряд «плохих». Подобная критика из уст родных людей может сильно травмировать детскую психику, и здорового энтузиазма точно не вызовет.



Подробнее...
 
«Пусяке было тяжело…» PDF Печать E-mail
Психология - Семейная психология
22.11.2017 01:45

Как бы мы с женой ни были близки, мы два разных человека. Со своим телом, душой, мировосприятием. Две вселенные. Два космоса. Единые в одном. Расходящиеся в другом. Мы стали супругами, объединили наши пути, воспитываем детей, создаем мечты, проходим испытания. Мы связаны узами, но у каждого в голове и сердце происходит что-то свое. У каждого своя исповедь, свои страхи, боли.
Есть общие надежды. Уверен, есть и тайны. Мы доверяем друг другу, но и оставляем друг другу право не делиться самым сокровенным. За десять лет совместного семейного путешествия мы, кажется, научились главному — обсуждать друг с другом то, что нас волнует и что с нами происходит. Научились смотреть на происходящее немного со стороны. Обдумывать это и делиться мыслями и идеями, как лучше обходиться друг с другом.
Согласие — это труд, такой же, как и любой другой. Согласие не возникает автоматически, его надо достигать. Искать способы, которые помогут друг друга понимать чуть больше, чуть точнее. Я уверен, что полностью понять другого человека невозможно. Себя-то трудно понимаешь. А другая, пусть и любимая душа — точно потемки. И вот мы стараемся делать так, чтобы поддерживать, вдохновлять друг друга, создавать условия для роста. А если не получается, то спрашивать себя: «Почему? Что мы делаем не так?».
Нет универсальных рецептов. Одним подходит одно. Другим другое. Но сама идея — искать этот рецепт, наверное, может быть общей. Хотя, допускаю, что кто-то и вовсе не испытывает трудностей. Вдруг и такое бывает.
Вот и сейчас, когда меня попросили написать о том, в какой форме мужчина хотел бы слышать от жены о раздражении, возникающем в отношениях, я составил список, и мы с женой Наташей сели и обсудили его. Было очень полезно. Можете тоже попробовать вместе с мужем. Может быть, откроете что-то интересное.
То, что я опишу дальше, это наш личный опыт. Не абстрактный, а самый что ни на есть «из жизни». Что-то может вам подойти, а что-то смутить, за что-то будете меня осуждать: «Как же так?». А вот так. Как есть.
Итак, начну с того, как рассказывать о раздражении мне лучше не стоит.
Плач и слезы
У каждого человека своя реакция на слезы. Лично я отделяю слезы грусти, печали, когда хочется обнять, поддержать, утешить, от слез как бы демонстративных, с помощью которых жена хочет мне что-то сказать, в чем-то меня убедить. Скажу честно: когда я вижу такие, немного истеричные слезы, которые вызывают чувство вины и ощущение, будто ты обидел маленького ребенка, то не очень понимаю, что с ними сделать. Слезы как способ вызвать к себе жалость в нашем случае не ведут к чему-то конструктивному. Сухарь я там, или бублик, не знаю. Но как говорит моя жена: «С тобой слезы не работают». То есть допускаю, что с кем-то работают.
Крики, оскорбления, хлопанье дверьми и резкий эмоциональный тон
У меня голос все же будет погромче, поэтому пытаться на меня кричать или перекрикивать — занятие не самое эффективное. Лучше всегда найти способ оставаться в спокойной тональности. На крик в ответ я тоже могу начать повышать голос, хотя могу быть и спокойным. Но это точно не способ донести суть проблемы до другого.
Да, я могу обнаружить, что не все в порядке, что крик — это такой «сигнал». Покричали. Разошлись по углам. Потом может случиться примирительный разговор. И точно случится. Он скорее будет мирить, чем поможет нам найти способы решения проблемы. Сам скандал токсичен, на мой вкус. Агрессия — как огонь. С ней лучше не заигрывать.
Обвинение без суда и следствия
Любой поступок — очень непростая вещь. Со стороны он может казаться однозначным, но всегда есть контекст, момент, внутреннее и внешнее состояния, особенности реакции и много чего еще, что на нас влияет. Именно поэтому для окончательного вынесения суждения обществом придуманы следователи, адвокаты и судьи, которые пытаются понять, что же это было за действие, почему оно было совершено.
В быту мы быстро про это забываем и выносим вердикты сразу. Когда я слышу обвинение от жены, без какого-либо даже предварительного обсуждения, то это ничего, кроме сопротивления и встречного раздражения, во мне не вызывает. Может быть, вначале обсудим, ты дашь возможность что-то об этом сказать? А потом будем решать, была ли это моя ошибка или провинность. Уверена ли ты, что все взвесила и можешь точно судить?
«Всегда», «никогда»
Если жена начинает обобщать, что-то типа «Ты всегда так поступаешь» или «Ты никогда этого не делаешь», то у меня рождается сильное чувство несправедливости. Потому что это чаще всего неправда. И я знаю сотни примеров, когда было иначе.
Какими бы удобными для употребления ни были эти наречия, они меня выводят из равновесия, и я чувствую неуважение. В пылу можно забыть о хорошем и залить вдруг все черной краской. Мне, как психологу, более чем понятен этот механизм. Но реальное положение дел как раз в том, что эта раздражающая тебя ситуация — лишь эпизод. А были и многие другие эпизоды, когда происходило иначе.
Когда приходит гнев, то обо всем хорошем обычно забываешь. Проблемы очень сильно воздействуют на нашу память. Но в этом и навык работы с собой — не давать напряжению так завладевать собой, чтобы оно все сводило к одному отрицательному знаменателю.
Вызывать «на слабо»
Для меня вся жизнь — это большой вопрос и большой вызов. Достаточно напряженная работа, постоянный поиск, множество трудностей. Голова постоянно болит о том, как и где найти ресурсы для своей семьи. И когда вдруг ты слышишь эту манипуляцию: «Неужели ты не можешь? Не верю», то для сердца это переводится так: «Я вообще не ценю то, что ты делаешь». И, конечно, ни к чему хорошему это не приводит.
Ты понимаешь, что там, где ты ждешь поддержки, тебя начинают «мотивировать» какими-то грубыми способами. И вроде понятно, что жена хочет хорошего, как-то изменить ситуацию, создать стимул. Но в этот момент тебе не нужны стимулы, тебе нужны просто тишина и совместный просмотр кино.
Для любого, даже самого благого содержания нужно еще подобрать форму. Это и есть искусство. Искусство отношений.
Какие же формы помогают нам?
Вкусная еда, объятья, свечи
Ничего сложного. Давно известная истина. Спокойная, гармоничная обстановка. Мягкий тон. Аккуратно можно обсудить очень многие темы, даже болезненные. Это не будет звучать поучительно, осудительно, вызывающе. Это — часть миролюбивого разговора двух близких людей.
«Леш, есть один вопрос. Он не самый простой. Можем поговорить?»
И здесь важно допустить, что ответ может быть и положительным, и отрицательным: и «Да, давай», и «Может, в следующий раз, уж больно хороший момент». И это хорошо — дать возможность другому сейчас, в не самое подходящее, с его точки зрения, время, не обсуждать сложные темы.
WhatsApp стерпит
Иногда то, что жена не может сказать мне в глаза, она пишет в мессенджерах — письменный жанр ведь никто не отменял. Эти разговоры проходят достаточно мирно, хотя темы могут быть очень непростыми. И порой сообщение в телефоне как нельзя лучше для этого подходит.
В этом случае вам в помощь еще и эмодзи, которые помогут точнее передать чувства.
«Возьми сумку, пожалуйста»
У меня есть пунктик: иногда я не помогаю женщинам (и в частности жене) носить сумки и тяжелые вещи. Невнимательный к этому. Можно мне сказать, что я не галантен, поступаю не по-мужски, втихаря обижаться.
У нас так было много раз, пока мы не договорились о простом правиле: если нужно, подскажи мне, попроси. Потому что мои наблюдения этой ситуации показали то, что я, все время погруженный в какие-то думы, просто не обращаю на сумки внимания. Если вижу их, то у меня вообще не возникает каких-либо предубеждений по этому вопросу. Таскаю тяжести с удовольствием. Фитнес никогда не помешает.
Теперь Наташа, если я почему-то не заметил, просто говорит: «Леш, не возьмешь сумку?». И вообще никаких сложностей. Мы сняли все напряжение по этому вопросу. Более того, я стал значительно реже пропускать этот момент. То есть это работает так, что я начинаю менять поведение.
Можно было долго меня «лечить» нотациями про рыцарство, но один разговор, который прояснил, что я без задних мыслей не помогаю носить сумки, помог спокойно разрешить эту ситуацию.
Когда? Что? Почему?
Очень важно, как именно мы строим фразы, говоря о том, что нас не устраивает. Об одном и том же можно сказать сотней разных способов. Например, я сказал какую-то фразу, которая была очень неприятна моей жене.
Первый вариант ее реакции:
— Тебе наплевать, куда мы поедем? Как так можно?!
Я сразу получаю характеристику, оценку и еще и провоцирующий вопрос. Моя негативная реакция в таком случае вполне предсказуема.
Моя жена прочитала в каких-то книжках, или я ей подсказал, и теперь старается говорить по-другому. По формуле «Когда? Что? Почему?».
— Знаешь, мне вчера вечером во время ужина (когда) было больно в момент обсуждения нашего отпуска (что), потому что для меня важно, чтобы мы придумывали это вместе, а ты не отдавал все мне на откуп (почему).
Из этой реплики мне становится значительно яснее, что произошло и какое это оказало влияние на жену. Я и подумать не мог, что это так было услышано — я-то думал, наоборот, дать возможность ей все придумать самой. Нам часто нужен перевод.
О сложном играючи
О многом можно говорить серьезно так, по-взрослому. Обычно, когда мы хотим поговорить о сложностях, то почему-то сразу ищем серьезный тон. Нам кажется, что это обязательно поможет решить все проблемы.
А ведь можно все подать куда более доброжелательнее и шутливее. Я Наташу люблю называть Пусяка. И вот она однажды приходит и говорит мне: «Пусяке сегодня было тяжелоооооо… Пусяка была одна». Это вызвало у меня кучу добрых эмоций к Пусяке.
— Бегемот любит Пусяку. Может быть, Пусяка хочет, чтобы Бегемот ее пожалел?
— Ага.



Подробнее...
 
ОСАГО: как выявить фальшивку? PDF Печать E-mail
ХОББИтания - Автоледи
22.11.2017 01:39

 

В Новокузнецке полицейские проводят проверку по факту выдачи клиенту страховой компании поддельного полиса ОСАГО
В отдел полиции "Левобережный" управления МВД России по г. Новокузнецку обратилась 27-летняя горожанка. Женщина сообщила, что около месяца назад оформила в страховой компании полис ОСАГО, а накануне обнаружила, что документ не действителен.
Сотрудники полиции выяснили, что потерпевшая приобрела за 14 000 рублей полис обязательного страхования автогражданской ответственности и через некоторое время попыталась вписать в него своего знакомого, чтобы тот мог передвигаться на ее машине. Обратившись за получением данной услуги в страховую компанию, она узнала, что полис ОСАГО зарегистрирован на имя другого человека. После этого потерпевшая сообщила о мошеннических действиях в полицию.
В настоящее время по данному факту проводится доследственная проверка.
Офис организации, действовавший от имени страховой компании, в котором новокузнечанка приобретала полис автострахования, в настоящее время закрыт. Предварительно установлено, что менеджер данной организации передавала сведения о заключенных ею договорах страхования ОСАГО третьему лицу, которое использовало полученные сведения в корыстных целях. По результатам пароводимой проверки будет принято решение в соответствии с действующим законодательством.
Сотрудники полиции напоминают: чтобы проверить подлинность страхового полиса самостоятельно, следует воспользоваться специальной функцией на сайте "Российского союза автостраховщиков". Для этого необходимо вписать в соответствующие графы серию и номер документа, подтвердить код безопасности, после чего найти данные о его состоянии. В случае получения сведений о том, что полис недействителен, незамедлительно сообщите об этом в полицию!

 

В Новокузнецке полицейские проводят проверку по факту выдачи клиенту страховой компании поддельного полиса ОСАГО

В отдел полиции "Левобережный" управления МВД России по г. Новокузнецку обратилась 27-летняя горожанка. Женщина сообщила, что около месяца назад оформила в страховой компании полис ОСАГО, а накануне обнаружила, что документ не действителен.


Подробнее...
 
Пенсионный фонд предупреждает о новом виде мошенничества. PDF Печать E-mail
Новости - Новости мира
21.11.2017 23:27



Подробнее...
 
Генотип спасения PDF Печать E-mail
Новости - Новости мира
21.11.2017 10:34

В ноябре в Новосибирске зарегистрирован первый случай в России, когда стволовые клетки у донора были взяты именно в центре крови: до этого забор клеток осуществлялся только в гематологических центрах, в клиниках. Почему не хватает доноров костного мозга, зачем студенты создают проекты, посвящённые этой теме, какие мифы существуют вокруг процедуры донации и в какие организации можно обращаться за помощью, разбирался корреспондент Сиб.фм
Регистры мира
Часто люди не знают, что такое костный мозг и из-за названия думают, что его должны каким-то образом добывать из кости, а это наверняка больно и страшно. Для того чтобы попасть в Национальный регистр доноров костного мозга, финансированием которого занимается Русфонд, нужно сдать кровь на HLA-типирование, не имея противопоказаний. Это обычная сдача крови, а типирование — определение ДНК, генотипа донора, по которому потом ищутся совпадения в регистрах.
На данный момент в мире существует более 70 регистров, в этом процессе участвует около 60 стран. Количество доноров в международной базе — более 31 миллиона человек.
— Для России проблема поиска доноров существовала всегда, потому что мы не входили в международные базы. Поэтому поиск занимал несколько месяцев, и порой пациент не всегда дожидался своего донора для лечения заболевания. Риск при неродственной трансплантации крайне низкий. Он используется при заболеваниях, поражающих костный мозг пациента, которому требуется помощь, — обозначает проблему главный гематолог Новосибирской области Татьяна Поспелова.
Если же генотипы пациента и донора совпали, то существуют два способа донации костного мозга. Первый — взятие костного мозга из тазовой кости под общим наркозом, но это не пункция, как считают многие. Второй — сдача крови, из которой с помощи специального прибора, сепаратора, отделяют стволовые клетки. Это длительная процедура — около шести часов, но не болезненная.
Сама трансплантация стволовых клеток выглядит как переливание крови. Это один из методов лечения гематологических и онкогематологических заболеваний — введение в организм пациента гемопоэтических стволовых клеток от донора.
Представитель благотворительного фонда AdVita, находящегося в Санкт-Петербурге, Мария Костылева рассказала, почему в северной столице и в Москве люди информированнее.
— Информации о донорстве костного мозга мало, потому что нет государственной поддержки и закона, связанного с этой темой, поэтому всё делается силами благотворительных организаций. В Петербурге об этом знают даже больше, чем в Москве, потому что здесь находится НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Раисы Горбачёвой — единственная клиника в России, где проводятся все виды трансплантаций детям и взрослым. И наш фонд занимается привлечением доноров в Национальный регистр. Регионы тоже могут устраивать акции, которые будут рассказывать людям, что это такое, и привлекать доноров. А мы поможем в их проведении, — сообщает Мария Костылева.
Для этого должен найтись доброволец, который соберёт людей, найдёт ответственную лабораторию или медицинский кабинет, а сотрудники фонда обеспечат расходными материалами и ответят на все вопросы.
— Новосибирску повезло: есть добровольцы и два пункта, где можно сдать кровь на типирование и войти в регистр, — Новосибирский клинический центр крови и «Инвитро» на Зыряновской, 55. В Петербурге таких пунктов восемь, а в Москве гораздо больше, — уверена Мария.
Раньше пробирки из регионов отправлялись в Петербург, а сейчас будут отправляться ещё и в Казань — там, в Институте фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета (ИФМБ КФУ) теперь тоже можно будет типировать пробирки с кровью. Стоимость типирования одной пробирки будет снижена с 14 до 7 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге можно протипировать 600 пробирок в месяц, а в Казани можно будет больше.
Родственные и неродственные доноры
Доноры делятся на две группы — родственные и неродственные. Неродственные находятся с помощью регистров. В Северной Америке иметь неродственного донора благодаря регистрам могут 80 % населения, а в России — не более 50 %.
В мире 30 % населения может иметь родственных доноров. Главный гематолог Новосибирской области Татьяна Поспелова отмечает, что в России этот показатель ещё ниже — 10 %.
Это связано со снижением рождаемости за последние десятилетия и с небольшим количеством трансплантационных центров. Поэтому во всём мире сегодня внимание уделяют поиску неродственных доноров.
— Нужно понимать, что если человеку нужна трансплантация костного мозга, то сначала в качестве доноров рассматриваются братья и сёстры, которые подходят больше всего. Если их нет, то на совместимость проверяются родители — совпадения бывают только в 50 % случаев. Если они не подходят, то донора ищут в российском регистре. Чаще всего трансплантацию проводят в Петербурге, в НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Раисы Горбачёвой. В некоторых городах России тоже есть трансплантационные центры, но их мало, поэтому с большей вероятностью доноры приедут в Петербург. А вот если донор нашёлся не в России, а за рубежом, то тогда самого донора в Россию не везут — только биоматериал, трансплантат, — объясняет Мария Костылева.
Например, донор нашёлся в Германии: там его подготавливают к процедуре, забирают стволовые клетки и перевозят их. В течение 48 часов они должны быть пересажены.
Стволовые клетки от центра крови
В России первый случай забора стволовых клеток не в гематологических центрах и клиниках, а в центре крови впервые произошёл в Новосибирске. Донор спас жизнь пациентке с лейкозом из Санкт-Петербурга. Запросы по ней были сделаны во все мировые регистры, по генотипу подошёл только донор Новосибирского центра крови Дмитрий Иванов. Так как центры крови в России не занимаются забором стволовых клеток, заведующая отделением заготовки крови Олеся Голышкова поехала в Москву для того, чтобы посмотреть, как это делают.
— В ответ на запрос от Научно-исследовательского института гематологии и трансфузиологии в Санкт-Петербурге мы подтвердили, что донор существует, и отправили туда пробирку. Всё совпало, поэтому можно было делать трансплантацию. Раньше все доноры костного мозга уезжали в Москву, Санкт-Петербург или Киров — города, где находятся основные трансплантационные центры. Та работа, которую мы проводили последние несколько лет, позволила нам получить лицензии и самостоятельно заготовить стволовые клетки. Донор никуда не уезжал, оставался у себя дома. Сами стволовые клетки наш курьер передал в Санкт-Петербург, где уже произвели трансплантацию, — рассказывает главный врач Новосибирского центра крови Константин Хальзов.
1 ноября у Дмитрия взяли стволовые клетки, а уже 2 ноября сделали трансплантацию в Санкт-Петербурге. Константин Хальзов считает, что это идеальная модель, по которой нужно работать всем: регистр объединяет всю страну, доноры никуда не выезжают, перевозятся только стволовые клетки.
Заместитель главного врача Центра крови Юлия Моор подчёркивает, что Дмитрий был готов героически терпеть температуру и головную боль, которые могут возникнуть во время шестичасовой процедуры донации из-за приёма лекарственного препарата.
— В нашем костном мозге много стволовых клеток — на несколько жизней. Мы не успеваем их потратить в течение жизни,
поэтому эта мобилизация не опасна. Мы заставляем клетки, которые находятся в покое, не делятся, выйти в периферическую кровь. Во время процедуры с помощью сепаратора мы можем их собрать — при этом перерабатывается 10 литров крови. Условно мы собираем лейкоциты, среди которых есть стволовые клетки, — показывает на сепаратор, отделяющий стволовые клетки, Юлия Моор.
Осознанное попадание в регистр
В Центре крови могут попасть в регистр только те люди, которые были донорами крови не менее трёх раз, чтобы у них было представление о том, что это такое. В «Инвитро» потенциальным донором костного мозга может стать любой желающий, подходящий по состоянию здоровья, но специалисты также понимают значимость осознанного выбора, поэтому вместе с проектом «Отражение», созданным стипендиатами фонда Владимира Потанина, в конце октября 2017 года проводили акцию по привлечению доноров костного мозга.
— Когда человек отказывается — это не очень хорошая ситуация. К тому же есть ещё финансовая сторона: обработка одной пробирки для определения генотипа стоит 14 тысяч рублей. Не хочется, чтобы большие затраты шли впустую, когда человек заранее знает, что откажется, — описывает проблему участница проекта «Отражение» Анастасия Погорелова.
Мария Костылева рассказывает о 5 % отказа, по данным лаборатории петербургского регистра.
— В любом случае это плохо. Но есть объективные причины отказа: например, человек сдал кровь на типирование 8-10 лет назад и числился в регистре. За это время с ним могло произойти что угодно — какое-то заболевание или беременность, поэтому они не могут стать донорами. А бывают случаи, когда человек сдал кровь на типирование и ничего про это не читал.
Потом ему позвонили и сказали, что он подошёл, а он испугался. Просто испугался и отказался без объективных причин, — подтверждает Мария.
Ещё одна участница проекта «Отражение» из Новосибирска Анастасия Леонова тоже приводит пример отказа донора.
— Мужчина отказался из-за того, что у него были проблемы на работе — просто не мог вырваться. Хотя, может, и передумал: по разговору не было понятно. А у пациента счёт жизни идёт на минуты. Поиск донора занимает большое количество времени, и, возможно, это его последняя надежда. Поэтому мы стараемся как можно больше людей привлечь и донести эту информацию, чтобы они подходили к этому осознанно и были готовы в случае чего стать донором, — объясняет Анастасия Леонова.
Сотрудники лаборатории в таких случаях стараются всячески уговорить человека, потому что если донор нашёлся сейчас, то не факт, что найдётся кто-то ещё. Донору обязательно рассказывают о безопасности процедуры. Если донор соглашается, то, как правило, ему нужно ехать на процедуру в Санкт-Петербург. Проезд и проживание ему оплачивает фонд.
Личные истории «отражения»
Команда из шести потанинских стипендиатов занимается благотворительным проектом «Отражение» как раз для донесения необходимой информации до потенциальных доноров и для расширения Национального регистра. Кроме того, важная задача проекта, по мнению его участников, — развеять миф о донорстве костного мозга, потому что когда люди в первый раз слышат об этом, боятся.
В команду входят люди из разных городов — студенты, выпускники вузов. В прошлом году в команду девушек подключился врач, поэтому им есть с кем консультироваться. К тому же одно из условий получения гранта фонда Потанина — сотрудничество с благотворительной организацией, которая помогает разбираться в теме и юридических тонкостях. Они сотрудничают с фондом AdVita.
Практически у каждого участника проекта с этой темой связана личная трагическая история. Именно поэтому они решили, что благодаря проекту люди будут узнавать, как, не прилагая больших усилий, можно спасти человеку жизнь.
— Дедушке поставили диагноз через полгода обследований и бесполезного лечения: рак крови. В какой-то момент он нуждался в постоянном переливании крови. Я пыталась найти людей, которые откликнутся на мою просьбу сдать кровь. Мне казалось, что это так просто! Но я столкнулась с гигантской волной отказов. Чувство, что всем наплевать, меня не отпускало. Это действительно проблема узкого круга лиц, у которого нет огромного количества денег и полезных знакомств. Но неравнодушные люди всё же нашлись.
К сожалению, дедушка умер, но моя любовь к нему — нет, — говорит Виктория Плитус.
Вика считает, что изменить мир в лучшую сторону можно, поэтому стала частью проекта «Отражение». В течение года потанинские стипендиаты провели акции в разных городах России — в Нижнем Новгороде, Якутске, Зеленограде и Москве. В Новосибирске организацией занимались Анастасия Леонова и Анастасия Погорелова.
Простота для вдохновения
— Из Новосибирской области в Национальном регистре находятся 1 212 человек. Для сравнения: когда от нашего проекта проводили акцию в Нижнем Новгороде, только за первый день кровь сдали 1 294 человека, а у нас всего столько, поэтому даже 70 человек, принявших участие в нашей двухдневной акции, значимы. В 2016 году один донор из Новосибирска спас жизнь девочке — такие истории вдохновляют и заставляют двигаться дальше, — делится Анастасия Леонова.
Анастасию Погорелову вдохновило осознание того, что стать донором костного мозга просто, а знает об этом в стране небольшое количество человек.
— На самом деле проблемы очень серьёзные, потому что регистр довольно маленький, по сравнению с той потребностью, которая в России существует, и удовлетворяет всего 15 %. Довольно непросто найти того человека, который мог бы стать донором. Есть такая статистика: по сравнению с маленькой Германией, где 30 миллионов человек и каждый четвёртый является потенциальным донором костного мозга, в России 77 193 потенциальных доноров — это маленькая цифра, — замечает Анастасия Леонова.
Мария Костылева подтверждает, что в восточной части России значительно меньше доноров. Фонд старается привлекать разные народы, потому что Россия — многонациональная страна и обращаются за помощью разные пациенты.
Поиск донора для пациентов в России проходит бесплатно, но поиск донора за рубежом сейчас стоит от 18 тысяч евро.
Команда проекта «Отражение» поясняет, что вероятность низкая, а стоимость большая. Именно поэтому важно расширять регистр.
— Чем больше регистр, тем больше шанс заболевшему человеку найти помощь. Например, если человек будет искать себе донора в России, то совпадение 1 к 500 на данный момент. Если будет искать за рубежом — 1 к 10 тысячам. Это связано с нашими национальными генетическими особенностями, — приводит в пример данные Анастасия Леонова.



Подробнее...
 
Прогноз возможной обстановки на 21 - 23.11.2017 PDF Печать E-mail
Новости - Новости города и области
21.11.2017 07:42

 

Источник: https://vk.com/edds.nvkz
Обсудить в форуме - http://www.mal-kuz.ru/forum/viewtopic.php?f=27&t=20617&start=7995

 
Мастерские в Новокузнецком Художественном Музее PDF Печать E-mail
Отдых - Отдых в черте города
21.11.2017 07:37

 

Источник: https://vk.com/artkuznetsk

 
В Новокузнецкой городской клинической больнице №1 кабинет экстренной офтальмологической помощи переезжает в травмпункт. PDF Печать E-mail
Новости - Новости города и области
21.11.2017 07:33

Сделано это "в связи с ремонтными работами". Пациенты могут посетить кабинет экстренной офтальмологической помощи в помещении гортравмпункта (пр. Бардина, 28, главный корпус).
Администрация ГБУЗ КО "НГКБ №1" приносит извинения за временные неудобства.

Сделано это "в связи с ремонтными работами". Пациенты могут посетить кабинет экстренной офтальмологической помощи в помещении гортравмпункта (пр. Бардина, 28, главный корпус).

 

Администрация ГБУЗ КО "НГКБ №1" приносит извинения за временные неудобства.

Источник: http://www.kuzpress.ru/city/20-11-2017/56521.html
Обсудить в форуме - http://www.mal-kuz.ru/forum/viewtopic.php?f=70&t=33164

 
В Новокузнецке откроют центральный городской каток PDF Печать E-mail
Отдых - Отдых в черте города
21.11.2017 07:22

Такой подарок к Новому гoду сделал горожанам Футбольный клуб "Новокузнецк".
Центральный городской каток станет самым большим в Кузбассе и будет находиться на стадионе "Металлург", возле Дворца спорта
Для гостей клуб закупил современные коньки, оборудовал удобную теплую раздевалку и уютное кафе, где гости смогут согреться горячими напитками и вкусной выпечкой.
А для тех, кто еще не умеет кататься, в ближайшее время появится возможность встать на лед под надзором профессионального хоккейного тренера.
Цены - максимально доступные. Например, целые 4 часа на профессиональных коньках можно будет провести всего за 150 р. А яркие впечатления и хорошее настроение - обещают доставить бесплатно!
Как известно, в прошлом году руководство города планировало запустит каток возле Сити Молла, но, мягко говоря, получилось не очень. Поэтому футбольный клуб решил подарить горожанам то, чего давно не хватало в зимние праздники.
Каток уже украшен к Новому году, установлена праздничная иллюминация, ☃яркие фигуры и новогодняя елка.
Торжественое открытие Центрального городского катка состоится в понедельник, 27 ноября, в 17.00
На открытии горожан ждет праздничная программа, яркий фейерверк и возможность первыми опробовать лед.
Все желающие смогут почувствовать новогоднюю атмосферу на льду ежедневно, с 13. 00 до 22.00



Подробнее...
 
Важный анализ: гемостазиограмма при беременности PDF Печать E-mail
Беременность - Здоровье беременной
21.11.2017 07:14

В первом триместре беременности всем будущим мамам делают анализ на состояние свертывающей системы крови. О чем может рассказать это исследование и нужно ли беспокоиться, если показатели не соответствуют норме?
Гемостаз – это комплекс реакций организма, направленных на предупреждение и остановку кровотечений. Для осуществления своих функций в теле человека кровь должна находиться в определенном жидком состоянии, которое поддерживается слаженной работой свертывающей и противосвертывающей систем. Они же обеспечивают быструю остановку кровотечения при повреждении сосудов. Нарушение свертывания может привести либо к повышению густоты крови и образованию кровяных сгустков (тромбов), либо к слишком жидкому ее состоянию и кровотечениям.
Что показывает гемостазиограмма?
Гемостазиограмма (иногда называемая коагулограммой) – это анализ, который показывает состояние свертывающей системы крови. Процесс свертывания крови начинается с момента повреждения сосудистой стенки. В месте травмы скапливаются тромбоциты и запускается процесс превращения белка крови фибриногена в нити фибрина. В этих нитях, как в сетях, запутываются форменные элементы крови, образуя кровяной сгусток (или тромб). Несмотря на то что в циркулирующей крови имеются все факторы, необходимые для образования тромба, в естественных условиях, при наличии целостности сосудов, кровь остается жидкой. Это обусловлено наличием в кровотоке противосвертывающих веществ, получивших название естественных антикоагулянтов, или фибринолитического звена системы гемостаза.
Гемостаз при беременности
При нормальном течении беременности активность свертывающей системы крови всегда повышается. Это обусловлено тем, что организм женщины готовится к увеличению объема крови во время вынашивания ребенка и к возможной кровопотере в родах.
Отклонениями от нормального функционирования свертывающей и противосвертывающей систем в этот период обусловлены наиболее частые и тяжелые осложнения беременности, родов и послеродового периода – это задержка внутриутробного развития плода, прерывание беременности, тяжелый гестоз, кровотечения.
Исследование гемостаза проводится всем беременным в первом триместре. А будущим мамам с акушерско-гинекологическими проблемами, при наличии в прошлом выкидышей на разных сроках беременности, недостаточности функции плаценты, тромбозов, кровотечений данный анализ крови проводится в каждом триместре беременности и в развернутом виде, а при выявлении отклонений в анализах коагулограмму делают чаще.
Гемостазиограмма сдается строго утром натощак, как минимум после 8-часового голодания. Кровь берется из локтевой вены. Что же конкретно исследуется и как интерпретировать результаты этого анализа?
Фибриноген
Это основной показатель – белок, предшественник фибрина, составляющего основу сгустка при свертывании крови. Нормативные значения фибриногена от 2 до 4 г/л.
Концентрация фибриногена увеличивается при нормально протекающей беременности до 6 г/л к третьему триместру.
Отклонения от нормы. Патологическое повышение концентрации фибриногена встречается при различных воспалительных процессах, при онкологических заболеваниях, сниженной функции щитовидной железы, после ожогов.
Снижение фибриногена отмечается при анемиях, дефиците витаминов С и В12, раннем токсикозе беременных.
Протромбин
Это белок крови, превращающийся в процессе гемостаза в белок тромбин, который, в свою очередь, участвует в образовании тромба. Протромбин синтезируется в печени при участии витамина К. Нормы протромбина: 78–142 %.
Отклонения от нормы. Повышенная концентрация протромбина в крови свидетельствует о риске тромбозов сосудов.
Снижение протромбина отмечается при наследственном дефиците факторов свертывания крови, резком снижении витамина К в рационе питания, заболеваниях печени, а также наблюдается при приеме некоторых препаратов, например, гормонов щитовидной железы, гепарина.
Протромбиновый индекс
Определяется при сопоставлении времени свертывания крови пациента с образцом, полученным от здорового донора.
Отклонения от нормы этого показателя такие же, как у протромбина, поскольку протромбиновый индекс отражает его содержание в крови.
В норме для будущих мам протромбиновый индекс составляет 90–105 %, но в последние месяцы вынашивания малыша возможно его небольшое повышение.
Международное нормализованное отношение (МНО)
Этот анализ используется преимущественно для контроля гемостазиограммы на фоне лечения специфическими препаратами – антикоагулянтами, то есть лекарствами, замедляющими процессы свертывания крови. МНО позволяет врачу отслеживать эффективность воздействия лекарственной терапии и корректировать дозировку препаратов. Норма МНО составляет 0,800–1,140.
Отклонения от нормы. Чрезмерное повышение МНО является указанием на склонность к кровотечениям, что требует уменьшения дозы антикоагулянта.
Снижение МНО свидетельствует о недостаточном эффекте противосвертывающих средств и указывает на сохраняющийся повышенный риск тромбообразования.
Тромбиновое время
Это время последнего этапа свертывания крови: образование фибрина из фибриногена под действием тромбина. Оценивается при добавлении в образец плазмы крови пациента тромбина и кальция. При этом скорость образования фибринового сгустка зависит, главным образом, от количества и функциональной полноценности фибриногена и присутствия в крови антикоагулянтов. У беременных нормативные значения тромбинового времени составляют от 11 до 21 с.
Отклонения от нормы. Повышение значения (удлинение тромбинового времени) наблюдается при снижении концентрации фибриногена или его генетических дефектах, повышении в крови желчного пигмента – билирубина, при применении гепарина, при ДВС-синдроме.
Кроме того, увеличение тромбинового времени предупреждает о возможности послеродового кровотечения. Уменьшение данного показателя в анализе свидетельствует о повышенной концентрации фибриногена в крови и о высоком риске тромбообразования.
Активированное частичное тромбопластиновое время (АЧТВ)
Этот показатель используется для оценки процесса свертывания крови при участии плазменных факторов свертывания. Оценивается по скорости образования сгустка при добавлении к плазме пациентки специфического реагента.
В норме АЧТВ составляет от 24 до 35 с. У беременных, в связи с повышением концентрации фибриногена, АЧТВ может уменьшаться к третьему триместру до 23–30 с.
Отклонения от нормы. Увеличение показателя АЧТВ встречается при наследственных заболеваниях – гемофилиях (наследственное заболевание, связанное с нарушением свертывания крови), при лечении гепарином, при ДВС-синдроме.
Уменьшение АЧТВ встречается в первую фазу ДВС-синдрома.
Антитромбин III
Это белок крови, который угнетает процессы свертывания. Его нормой считаются значения от 71–115 % в первом триместре до 90–115 % – в третьем.
Отклонения от нормы. Повышение уровня антитромбина III приводит к риску возникновения послеродового кровотечения. Снижение показателя в крови влечет за собой риск образования тромбов.
Д-димер
Д-димер – это белок, образующийся при расщеплении фибрина, из которого формируются тромбы. Он является основным маркером тромбообразования и процесса расщепления нитей фибрина, и его количество играет большую роль в клинической практике для диагностики тромбозов. Нормативные значения Д-димера в первом триместре составляют менее 248 нг/мл, во втором триместре – менее 457 нг/мл, в третьем – менее 644 нг/мл.
Отклонения от нормы. Высокие показатели Д-димера свидетельствуют об активных процессах внутрисосудистого свертывания крови, они отмечаются и у пациенток с сахарным диабетом, заболеваниями почек и при осложнениях беременности – гестозах.
Растворимые комплексы мономеров фибрина (РКМФ)
Этот тест предназначен для количественного определения продуктов распада нитей фибрина в плазме крови. Он свидетельствует об активности внутрисосудистого свертывания крови.
Нормальные значения РКМФ составляют для беременных менее 4 мг/дл.
Отклонения от нормы. Увеличение количества РКМФ говорит о наличии тромбозов в различных сосудах, в том числе в сосудах плаценты.
Д-димер и РКМФ являются маркерами ДВС-синдрома, нередко развивающегося именно во время беременности.
Время кровотечения
Для проведения этого исследования каплю крови пациентки берут на стекло либо кровь собирают в пробирку, засекают время начала образования сгустка и время полного свертывания крови. В норме у беременных женщин сгусток образуется за 2–4 минуты.
Отклонения от нормы. Более длительное время кровотечения наблюдается при приеме препаратов, разжижающих кровь, при заболеваниях, характеризующихся снижением количества красных кровяных клеток (тромбоцитов), при резком дефиците в организме витамина С.
Укорочение времени кровотечения может встречаться у людей с повышенной способностью мелких сосудов к сокращению.
Антифосфолипидные антитела
Это особая группа белков крови, исследование которых назначают будущим мамам, имевшим в прошлом два и более прерывания беременности, а также женщинам с тромбозами различных сосудов. Фосфолипиды – это сложные жиры, которые входят в состав оболочек всех клеток организма. В ряде случаев иммунная система организма вырабатывает большое количество антител к некоторым собственным фосфолипидам и белкам, связывающим эти липиды. Они называются антифосфолипидные антитела и при взаимодействии с клетками организма вызывают повреждение клеток и активацию свертывающей системы крови, что приводит к тромбообразованию. Антифосфолипидный синдром является самой частой причиной тромботических осложнений при беременности. Выделяют две группы антифосфолипидных антител – иммуноглобулины класса G и М.
Волчаночный антикоагулянт (ВА)
Это антитела, относящиеся к иммуноглобулинам класса G, чаще всего исследуются именно во время беременности. Впервые они были выявлены у больных системной красной волчанкой, из-за чего и получили свое название.
ВА воздействует на протромбин, препятствуя его переходу в тромбин, тем самым удлиняя время свертывания крови в пробирке. Присутствие большого количества ВА в крови человека, напротив, вызывает склонность к тромбозам.
Анализ крови на ВА проводится в двух вариантах. Первый – качественный, то есть выдается результат «отрицательно» при отсутствии ВА или «положительно», «резко-» или «слабоположительно» при наличии антител. Второй вариант – количественное исследование ВА. Нормальными значениями ВА у здоровой беременной женщины считается 0,8–1,2 г/л.
Отклонения от нормы. Повышенное содержание ВА отмечается при аутоиммунных заболеваниях (когда организм воспринимает собственные органы и ткани как чужеродные): системной красной волчанке, ревматоидном артрите, системной склеродермии, у больных с антифосфолипидным синдромом и тромбозами различной локализации. При высоком содержании ВА в анализе для подтверждения истинного его повышения требуется повторное исследование крови на ВА через 6 недель.
Другие антифосфолипидные антитела
Анализ на определение других антифосфолипидных антител – к кардиолипину, бета-2-гликопротеину-I и т.д. – могут проводить отдельно к каждому из фосфолипидов или исследовать общую концентрацию антител ко всей группе этих веществ. При первичном обследовании, как правило, используется второй вариант. В норме для беременных женщин показатели не должны превышать 10 Ед/мл.
Отклонения от нормы. При повышенной концентрации антител проводят определение антител к каждому фосфолипиду. В первую очередь определяют антитела к кардиолипину и бета-2-гликопротеину-I. Результат анализов также может быть представлен в двух вариантах: качественное определение присутствия антител или количественное. Для каждого фосфолипида концентрация антител не должна превышать 10 Ед/мл.
Помимо антифосфолипидного синдрома (АФС), антифосфолипидные антитела могут образовываться при различных инфекционных процессах в организме беременной. В этом случае будут преобладать иммуноглобулины класса М.
При АФС иммуноглобулинов класса G больше, чем иммуно-глобулинов класса М.
Анализ на тромбофилию
В ряде случаев доктор предложит будущей маме провести дополнительное обследование на наследственные тромбофилии (склонность к тромбозам), если в семейном анамнезе указаны тромбозы и тромбоэмболии у родственников (в возрасте до 40 лет), тромбоэмболические и другие осложнения при беременности. Этот анализ делается платно в некоторых коммерческих лабораториях и является генетическим, то есть определяет состав генов, кодирующих белки свертывающей системы крови. В настоящее время определяют от 4 до 15 форм тромбофилии.



Подробнее...
 
Как научить растеряшу отвечать за свои вещи и не забывать их PDF Печать E-mail
Психология - Детская психология
21.11.2017 07:04

“Пришел из школы без шапки и телефона, а ручки я покупаю оптом”
Как научить растеряшу отвечать за свои вещи и не забывать их - ругать, наказывать, не покупать? Школьнику можно эффективно помочь, считает Виктория Разинькова, психолог центра Логомед.
– Потерял физкультурную форму. Сначала целиком. Потом верх. Потом футболку. Постоянно теряет телефон. Хорошо, что добрые люди находят, звонят абоненту «мама» и абонент бежит с коробкой конфет за спасенным телефоном. Пришел из школы без шапки и второй обуви! Следующую пару второй обуви потерял частично – пропал всего один башмак. Умудрился потерять рюкзак. Как-то забыл в школе надеть носки и шел домой в сапогах на босу ногу. Зимой. Еженедельно покупаемые в оптовых количествах и моментально исчезающие шариковые ручки, стиралки и прочее уже не вызывают негативных эмоций..
Это история одного ребенка, но для в родительских сообществах такие рассказы – не редкость. Почему дети все теряют? Попробовали разобраться с кандидатом психологических наук Викторией Разиньковой, психолог центра Логомед.
Таким он родился
Бывает так, что рассеянность внимания наблюдается у ребенка с рождения как следствие некоторых особенностей деятельности его нервной системы. Обычно они связаны с тем, что развитие разных функций головного мозга происходит неравномерно. Ребенок, как правило, не может надолго сосредоточиться, быстро утомляется и постоянно переключается с одного дела на другое.
Все эти симптомы могут указывать на синдром дефицита внимания и гиперактивности. Но самим ставить диагноз не стоит, нужно проконсультироваться с неврологом и он уже даст окончательный ответ.
Его психика перегружена
Современный ребенок вынужден развиваться в условиях постоянных инновационных изменений. С самого раннего детства психика ребенка перегружена информацией, поступающей из интернета, телевизора, средств массовой информации. Родители, не всегда соотносят реальные возможности ребенка с собственными амбициями «иметь ребенка с уникальными способностями», нагружают его различными занятиями, кружками, требуя при этом от него максимальной отдачи и результата. Педагоги далеко не всегда подстраиваются под индивидуальные особенности каждого ребенка, да и не всегда имеют такую возможность в попытках вместить учебную программу в заданные сроки. Эти длительные, однообразные по силе раздражители, препятствуя истощению нервных клеток, вызывают естественный процесс торможения, вследствие чего падает концентрация внимания в целом, в том числе, возникает забывание.
Такой у него возраст
Еще один возможный источник забывания – возрастные особенности детей. Ребенок все забывает просто потому, что пока не способен сознательно контролировать себя. Например, у дошкольников преобладает непроизвольная память, и потому запоминание материала зависит от его эмоциональной привлекательности, яркости, интонационной насыщенности.
Только к семи годам появляется способность произвольно концентрировать внимание на не совсем интересных вещах.
Тем не менее и в этом возрасте внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором, особенно при сосредоточении на сложном материале.
Именно поэтому любое эмоционально-насыщенное, информационно более привлекательное событие может послужить причиной забывания ребенком столь важной для взрослых информации. Поэтому и время непрерывных занятий у младших школьников составляет 10-20 минут, постепенно увеличиваясь до 40- 45 минут в средней школе.
Дети нуждаются в мотивации и контроле со стороны родителей – нужно указывать малышу правильное направление для сосредоточенности, информация должна быть эмоционально привлекательна, интонационно озвучена.
Не любит, не хочет – и забыл
Дети, как и взрослые, чаще всего забывают, теряют предметы, ассоциирующиеся с их нелюбимыми занятиями Ребенок не случайно забывает физкультурную форму, папку с нотами для музыкальной школы.
Некоторые просто устали от школы и будут забывать, например, дневник или пенал, избавляясь, таким образом, от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний. Это один из способов саморегуляции, заключающийся в вытеснении (забывании) эмоционально неприятного события.
Что же с ним делать?
Все названные причины, безусловно, связаны друг с другом, поэтому и к решению данной проблемы необходимо подходить комплексно.
Если мы будем тренировать устойчивость, концентрацию, переключение, распределение, объем внимания, памяти (что является, безусловно, важным), но при этом не будем учитывать возрастные особенности ребенка, не будем брать во внимание особенности его эмоционально-личностной сферы, предъявляя к нему завышенные требования, вряд ли мы добьемся каких-либо результатов.
Поэтому нужно следующее.
1. Анализировать, почему так происходит
Родителям необходимо вспомнить весь прошедший день перед тем, как вещь была забыта. Прокрутить пленку назад и проанализировать ситуацию, почему ребенок мог забыть, например, шапку и почему это повторяется постоянно.
Возможно, ребенок перегружен занятиями или поручениями, возможно, он переутомился. А, может быть, сами родители, опаздывая на работу, торопливо подняли ребёнка с кровати и отправили несобранным в школу. Причин может быть много.
2. Идти к специалистам
Можно проконсультироваться с неврологом, нейропсихологом, психологом. Специалисты могут максимально разносторонне изучить ребенка и вынести заключение об особенностях его психического развития, функционирования его нервной системы.
Возможно, врач-невролог заподозрит у ребенка признаки СДВГ. Психолог, изучив особенности протекания внимания, памяти у ребенка, его эмоционально-личностную сферу, предложит родителям возможный алгоритм их поведения, при необходимости даст рекомендации учителям.
Но родителям не стоит полностью перекладывать ответственность на специалистов и, кстати, перегружать ребенка занятиями с ними.
3. Составить расписание и навести порядок
Родителям стоит составить совместно с ребенком чёткий распорядок дня и его придерживаться. С одной стороны, это поможет ребенку не потеряться в огромном количестве информации, которая к нему поступает, с другой стороны только так он сможет научиться организовывать себя и свою жизнь.
Структурировать быт ребенка. Комната не должна быть перенасыщена предметами. Пусть их будет меньше, но они будут лежать по полочкам так, как нужно. Поскольку сам ребенок в силу своих возрастных особенностей не может полноценно организовать свой быт, такие внешние стимулы позволяют ему структурировать как свою внешнюю, так и внутреннюю деятельность.
4. Не ставить нереальных целей
Не ставить перед ребенком требований, которых он не может выполнить, уменьшить количество дополнительных занятий.
5. Поддерживать
Важно подчеркивать достоинства ребенка, повышать его самооценку, говорить о том, что у него все получится.
6. Тренировать память
Заучивать стихи, решать кроссворды, пересказывать рассказы. Хорошим способом тренировки памяти может стать игра в ассоциации. Для этого придумывается 10 слов, к каждому из которых ребенок подбирает ассоциацию. Затем взрослый называет ассоциацию, предложенную ребенком, а ребенок вспоминает первоначально задуманное слово.
Тренировать внимание можно также в игровой форме. Помня о том, что ребенок запоминает лучше то, что ему интересно, родители могут предложить игру в разведчиков или Шерлока Холмса. Так, например, во время прогулки на улице, мама с ребенком могут договориться о том, что они будут идти и обращать внимание на то, в скольких окнах горит свет (на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов). Потом, придя домой, они могут обсудить это, или мама может попросить ребенка нарисовать то, что запомнил. С одной стороны, такая игра способствует развитию внимания, с другой стороны, памяти.
7. Не ругать
Не говорить ему о том, что у него какие-то отклонения, что он забывчивый, и так далее. Забыл ребенок, например, шапку в школе или пенал дома. Нет смысла говорить ребенку: «Не забывай шапку». Он это сделал не специально и у него не было цели забыть. Ругать бессмысленно.
Наоборот, если ругать, шансы, что ребёнок забудет шапку и завтра – увеличиваются. Он будет стараться не забыть, напрягаться. В таком режиме нервная система, защищая себя, снова даст сбой, и он все равно в итоге все забудет.
8. Доверять
Давать ребенку больше самостоятельности, больше доверять ребенку. Если ребенок ни за что не отвечает, за него все делают, все решают, ему просто незачем формировать собственные произвольные функции, контролировать себя. Он добросовестно выполняет предложенную ему семьей роль маленького ребенка.
Ребенок не научится организовывать себя, если ему ничего не доверяют родители, и он ни за что не несет ответственности. Так не может быть, что он был маленьким, маленьким, а потом, ему внезапно объявили: «Все, ты вырос и должен теперь отвечать за себя сам. Пожалуйста, не забывай свои вещи дома и в школе»
Произвольность любой психической функции формируется очень постепенно. Сначала родители строго контролируют действия ребенка, помогают собирать вещи по ранее составленному списку, следят за выполнением всех режимных моментов дня.
Затем постепенно ответственность передается ребенку. Ребенок начинает самостоятельно действовать, соблюдая режим дня, прямо сверяя его со списком. В дальнейшем у ребенка формируется способность регулировать свои действия лишь внутренними подсказками.
9. Учить общаться
Учить ребенка взаимодействовать с другими детьми. Раньше в этом смысле было проще. Дети собираются гулять, договариваются, кто принесёт, условно говоря, мяч, кто скакалку. Таким образом воспитывалась ответственность в социуме.
Сегодня объективная ситуация такова, что дети одни не гуляют, особенно в больших городах. Значит, родителям нужно вновь направлять детей с последующим их «отпусканием», с передачей инициативы.
Сначала приводим ребенка туда, где есть командные игры, просто к детям знакомых. Задача родителей таким образом построить общение с ребенком, чтобы натолкнуть его и постепенно привести к тому, что у него сформировалась потребность в общении с детьми и в организации своей деятельности со сверстниками.



Подробнее...
 
«ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»

Страница 5 из 189
 

 

 

 

 

Кто на сайте

Сейчас 24 гостей онлайн