На самый популярный вопрос «что мне с собой-то делать, когда мне больно» есть один непопулярный, непонятный, контринтуитивный ответ: «наблюдать». Его часто понимают как «бездействовать», но нас на самом деле никогда не учили доброжелательному, включенному наблюдению за собой. Нападать на себя, делать себе плохо тысячью способов, не замечать или просто игнорировать себя и то, что с нами происходит – вот этих навыков у нас много. Что-то активно делать с собой, не разобравшись толком, а что творится-то у меня внутри – тоже (впрочем, это то же самое, что и не замечать себя).
А вот сосредоточиться на себе мягко, с миром и состраданием к той боли, которую мы можем переживать в разные моменты нашей жизни – нет, не учили. А нашему телу, например, нравится, когда на него смотрят именно так – оно расслабляется и наполняется теплом. Само – если мы не забываем дышать и смотреть. Наблюдать…
Наблюдать за тем, как в стремлении избежать возможной боли мы можем идти на любые ухищрения, включая ложь, подлость, предательство – и в итоге умножая собственное страдание, так как и боли не избежишь в итоге, и еще добавишь отвращения к себе. Пока не увидишь, не прочувствуешь и не продышишь это сам – как ты можешь сделать какой-то другой выбор? Наша психика любит проторенные пути.
Наблюдать за тем, как поток жизни, протекающий через наш организм в виде спонтанности, живости, искренности угасает под влиянием запретов, страха, старого опыта, когда мы как раз не позволили себе его прожить, а заморозили в виде остановленных эмоций, подменив дыхание и проживание их активным деланием.
Наблюдать, как вместо того, чтобы, например, находить хорошую форму для выражения своего недовольства в отношениях, в котором ты сохраняешь и своё, и чужое достоинство, ты или запрещаешь себе гнев, сдавливая дыхание, или же расцарапываешь его до такой степени, что остается только аффект. А в аффекте мы только и делаем – ломаем и крушим.
Наблюдать, как дыхание сдавливает не только остановленный гнев, но и не выраженная благодарность, любовь, признательность – вплоть до физической боли.
Наблюдать за тем, как мы реагируем на то, что нам говорят или как с нами обходятся другие люди. Задавать вопрос "а как это мне?" - и снова смотреть на то, как мы дышим в ответ. Сдавленно, напряженно, свободно, расслабленно?
Наблюдать, как мы стоим перед выбором – пойти за своими ценностями, или предать себя во имя какой-то выгоды или избегания боли, и как во втором случае достигнутое чувство безопасности как-то не радует из-за тягостного ощущения где-то очень глубоко в душе, снова мешающему свободно дышать полной грудью.
Проблема не в душевной боли – а как раз в том, что мы не можем встретить ее теплым, сопричастным, сострадающим взглядом и присутствием, в котором как раз возможно жаление, утешение и проживание без того, чтобы умножить свое страдание ненавистью к себе, стыдом или самобичеванием. Удивительным образом – когда не избегаешь боли, а учишься быть с ней – ты учишься быть бережнее с собой и с другими. Когда увидел, ощутил, прочувствовал, прожил - в следующий раз очень захочешь искать иную форму обращения с собой или с другим. Это непросто. «Резать эти пальцы за то, что они не могут прикоснуться к тебе» для очень многих из нас более простое и внятное действие.
"И что, - спросите вы, - совсем-совсем тогда ничего делать не нужно будет?"
Сделать что-то, конечно, тоже может потребоваться. Только после такого наблюдения, скорее всего, изменится представление о том, что и как.