Когда вам с малышом необходимо дойти до детской площадки или любого другого места, займите ребёнка по пути словесными играми. Это и занятие полезное, и дорога будет веселее!
На первый взгляд может показаться, что словесные игры – совсем простые забавы. Но они прекрасно развивают речь, наблюдательность, внимание, мышление крохи. Обычно такие игры очень нравятся ребятишкам, играть в них можно бесконечно.
Словесные игры: играем на ходу
Итак, гуляем с малышом, смотрим по сторонам, играем и развиваемся!
Перечисляй. Называйте по очереди с ребёнком все предметы, которые видите вокруг: машина, автобус, тётя, кошка, мальчик, остановка, дерево и т.д. Поощряйте малыша проговаривать самые разные слова.
Что я вижу? Мама говорит: «Я вижу лохматую и хвостатую». Или так: «Я вижу что-то на колёсах». Можно и посложнее, без уточнений: «Я вижу что-то большое» или «Я вижу что-то полосатое». А малыш смотрит по сторонам и пытается определить, о чём речь. А потом пусть и ребёнок попробует загадать маме загадку.
Кто кем был? Мама задаёт вопрос: «Кем была собака?» Ответ малыша: «Щенком». «А кем была лягушка?» – «Головастиком». Игра – замечательный повод рассказать ему о многом.
«Мяу, гав». Эту весёлую игру любят и малыши, и ребятишки постарше. Договоритесь с ребёнком, что тот, кто первым увидел кошку, кричит «Мяу!», при виде собаки гавкает, вороны – каркает, а увидев воробья, говорит «Чик-чирик!». Теперь смотрим по сторонам и стараемся первыми заметить искомые объекты и сообщить о них.
Словесные игры: придумай рифму!
Во время прогулки можно поиграть в рифму. Отгадывать загадки-рифмовки по силам даже двух-трёхлетнему карапузу. Ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр очень большая. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, помогают получить первые представления о рифме. Рассказывайте ребёнку загадку, а он пусть её отгадывает, подсказывая последнее слово.
Тихо-тихо снег идёт, белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд во дворе… (лопатой).
(стихотворение М. Познанская)
Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь. Это — зверь лесной… (медведь).
(русская народная загадка).
Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней).
(отрывок из стихотворения Фета А.А.)
Двор в снегу, белы дома — это к нам пришла… (зима).
(стихотворение Л. Квитко)
Серый волк в густом лесу встретил рыжую… (лису).
(С. Маршак).
Если малыш медлит с ответом, не спешите подсказывать, дайте ему возможность найти ответ самому.
Словесные игры: придумываем загадки
Очень здорово придумывать свои собственные загадки. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны. Сочинять загадки можно буквально обо всём. И лучше всего это делать именно на прогулке: «Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает». Конечно, это воробей. Подобные описательные загадки вполне по силам сочинять малышам начиная с трёхлетнего возраста.
Покажите, как важно выделить какую-нибудь характерную особенность того животного, о котором вы составляете загадку.
Цель урока: развитие речи через тренировку моторики.
Условия: хорошее настроение.
Подвижные игры с весёлыми стишками помогут малышу быстрее и лучше заговорить. А ещё согреться!
-Рассказывайте малышу стишок, показывайте движения, а он пусть повторяет за вами: Жил-был зайчик (сложили ручки, как лапки, и попрыгали) Длинные ушки. (приставили ручки к голове, изображая ушки)
-Отморозил зайчик Носик на опушке. (прячем носик в ладошки)
-Отморозил носик, (растираем носик) Отморозил хвостик (показываем рукой, где у зайки хвостик)
-И поехал греться К ребятишкам в гости. (скачем на месте)
Там тепло и славно, Волка нет.
И дают морковку На обед. (делаем вид, что едим морковку, как зайчики)