Любой родитель стремится к тому, чтобы его ребенок говорил грамотно и красиво. Поэтому услуги логопедов пользуются большим спросом. Но толку от занятий будет мало, если вы сами не будете заниматься дома. А помогут вам в этом скороговорки.
В ЧЕМ ПОЛЬЗА?
У изучения скороговорок есть масса преимуществ:
-развитие дикции;
-увеличение активного и пассивного словарного запаса;
-развитие фонематического слуха, т. е. способности анализировать речь с точки зрения звуков и находить в ней ошибки;
-исключение косноязычия и «проглатывания» слов.
КАК ЗАНИМАТЬСЯ?
Существует определенный алгоритм занятий:
-Произнести скороговорку быстро и четко, предварительно заучив ее самостоятельно.
-Произнести в нормальном темпе.
-Спросить ребенка, о чем скороговорка и есть ли те слова, которые ему незнакомы. Разъяснить значение новых слов.
-В медленном темпе начать повторять скороговорку с ребенком, поправляя его ошибки.
-Когда все звуки произносятся правильно, начните постепенно увеличивать темп.
На все это может потребоваться не одно занятие. Главное – регулярность и желание ребенка.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Есть несколько важных моментов, которые стоит учесть:
-Начинать нужно со скороговорок на звуки попроще. Лучше проконсультируйтесь с логопедом на этот счет.
-Нельзя отрабатывать звуки, которые еще не сформированы. Только те, которые уже поставлены, но еще неуверенно используются в речи.
-Заниматься желательно в одно и то же время дня. Если ребенок не в настроении, занятие лучше отложить.
-Не ругайте ребенка за неудачи. Так вы отобьете охоту к занятиям, создав негативные ассоциации, и занизите его самооценку.
-Создайте стимул: ставьте всей семьей рекорды на скорость и четкость произнесения скороговорок, подготовьте красивую и длинную скороговорку для Деда Мороза и т. д.
-Чтобы разнообразить занятия, можно отсчитывать ритм, подбрасывая мячик в воздух или хлопая в ладоши. Любой игровой момент на ваш вкус будет здесь уместен.
КАКИЕ СКОРОГОВОРКИ ВЫБРАТЬ?
Во-первых, нужно ориентироваться на возраст, а во-вторых – на отрабатываемый звук. Скороговорки для детей 7-8 лет должны быть простыми и понятными.
Вот несколько примеров:
Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.
Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото,
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То б граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.
Шелкопряд, шелкопряд
Шелк прядет за рядом ряд.
Плотно шелком обмотался,
Шелкопряд внутри остался.
Саша кушал кашу.
Кашу кушал Саша.
Саша, кушай не спеша,
Наша каша хороша.
Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется –
Славно сегодня звенится-поется!
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.
А вот скороговорки для детей 10-12 лет могут носить более абстрактный характер и быть длиннее, поскольку их цель – отточение дикции и развитие памяти.
Например:
Соль в лесу мусолил лось,
После солоно спалось.
Снился лосю славный сон:
Сало ел с лососем он.
Скороговорун скороговорил: все скороговорки не
перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но
заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все
скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.
Шли Струмай, Строкциг, Марнос, Прокцогцзинь и
Пригноцкроз. Рядом с ними были сыны: Струмайка Процгович,
Странцигка Инкогнитович, Прокцогцзинь Прозсикович и
Карзациг Пригноцкроз.